Опыт организации сетевого взаимодействия школа-вуз с применением технологий дистанционного обучения
Осуществление перехода на новые стандарты образования, дифференциация содержания образования невозможны без индивидуализации обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучаемого. Это потребует новых подходов к разработке учебных планов, программ, принципов организации образовательного процесса, включая широкое использование возможностей дистанционных технологий обучения.
Системы дистанционного обучения предоставляют возможности оперативного и объективного оценивания, он- и офф-лайн сопровождения учебного процесса со стороны сетевых учителей, проведения индивидуальной и групповой рефлексии учебной деятельности при поддержке тьюторов, открытого и конфиденциального взаимодействия с родителями учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса и его корректировки.
Достоинства использования технологий дистанционного обучения в современной школе очевидны, но технически и организационно школы не готовы к активному внедрению сетевых технологий в повседневную образовательную деятельность.
Возможным вариантом решения указанной проблемы является использование отдельной школой образовательных и технических ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования.
В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений обучение участников образовательного процесса конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных и технических ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения.
Опишем опыт реализации сетевого взаимодействия Учебно-научного центра дистанционного обучения Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского и МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса.
В МОУ «Кадетская школа «Патриот» организована муниципальная опытно-экспериментальная площадка «Формирование ИКТ-компетенций субъектов образовательного процесса школы с использованием технологий дистанционного обучения», в рамках которой предполагается построение системы дистанционного обучения для учеников начальной и общеобразовательной школы. Для развития полноценной системы дистанционного обучения требуется наличие серьезного технического обеспечения (файловый сервер, серверное программное обеспечение и др.) и высококвалифицированных специалистов в области информационно-коммуникационных технологий. Для реализации поставленных целей школа организовала сетевое взаимодействие в дистанционном режиме со специалистами Учебно-научного центра дистанционного обучения Педагогического института.
На базе Учебно-научного центра дистанционного обучения Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского функционирует система дистанционного обучения Moodle. В данной среде преподавателями Педагогического института разработано и успешно функционирует 322 учебных дистанционных курса. Регулярно проводятся семинары для преподавателей по разработке дистанционных курсов, международные конференции по вопросам применения технологий дистанционного обучения в образовании.
В рамках сетевого взаимодействия в Кадетской школе «Патриот» силами сотрудников Учебно-научного центра дистанционного обучения была организована серия обучающих семинаров для учителей (11 ноября 2010, 23 декабря 2010, 11 января 2011, 10 февраля 2011 и 23 марта 2011 года). В системе дистанционного обучения Педагогического института был открыт раздел для учебных курсов МОУ «Кадетская школа «Патриот». В результате обучения 23 учителя школы разрабатывают дистанционные курсы для учеников по учебным тематикам: подготовка к итоговой аттестации по биологии в дистанционном режиме, подготовка к итоговой аттестации по физике в дистанционном режиме, подготовка к итоговой аттестации по географии в дистанционном режиме, система видо-временных форм английского глагола, решение текстовых задач в курсе алгебры, правописание безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слов, технологии разработки проекта в дистанционном режиме, тематические родительские собрания в первом классе и др. Каждый дистанционный курс рассчитан на дополнительную самостоятельную деятельность учащихся и содержит: теоретический материал, практические задания, форумы по проблемным вопросам, базу тестовых заданий и дополнительные материалы.
В курсе «Система видо-временных форм английского глагола» проходят обучение ученики 5 «б» класса. Классный руководитель и родители отмечают повышение интереса учащихся к английскому языку. Ученики предлагают все задания по английскому языку представлять в дистанционной форме.
В соответствии с новым Государственным образовательным стандартом делается акцент на организацию внеурочной деятельности. МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса является школой полного дня, поэтому учащиеся с 1 по 11 классы во второй половине дня имеют возможность заниматься в кружках, на элективных курсах, готовиться к конкурсам и т.д.
Сетевое взаимодействие школы с вузом представило возможность организовывать и проводить Интернет-конкурсы разного уровня. С 1 февраля по 12 апреля проводится региональный Интернет-конкурс «Мы – дети Галактики!», организаторами которого являются «ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; Учебно-научный Центр дистанционного обучения Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского; МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса». Конкурс посвящается Году космонавтики и 50-летию первого полета человека в космос, проводится дистанционно с использованием системы Moodle, социальных сервисов сети Интернет и включает элементы проектной деятельности. В конкурсе зарегистрировано 83 команды из школ Саратовской области. Участники взаимодействуют друг с другом в сети Интернет, комментируют работы конкурентов, доказывают свои позиции по проблемам развития космоса, разрабатывают исследовательские проекты.
МОУ «Кадетская школа «Патриот» в настоящее время проводит районный конкурс вики-страниц «Саратовская земля космическая». Учащиеся Энгельсского района разрабатывают собственные вики-страницы, которые оценивают преподаватели Саратовских и Самарских вузов. У учащихся посредством сетевого взаимодействия появляется возможность сотрудничества с преподавателями высших учебных заведений.
В перспективе работы школы, как Ресурсного центра по патриотическому воспитанию, в данном направлении видится расширение числа участников проводимого эксперимента за счет привлечения других школ; обеспечение учеников учебными дистанционными курсами по соответствующим профилям обучения; развитие системы курсов, предназначенных для организации внеурочной деятельности учащихся.
Анализируя небольшой опыт сетевого взаимодействия Кадетской школы «Патриот» с Центром дистанционного обучения можно отметить повышение мотивации участников образовательного процесса, формирование информационной компетентности как учеников, так и учителей школы, наполнение педагогического контента учебного заведения.Осуществление перехода на новые стандарты образования, дифференциация содержания образования невозможны без индивидуализации обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучаемого. Это потребует новых подходов к разработке учебных планов, программ, принципов организации образовательного процесса, включая широкое использование возможностей дистанционных технологий обучения.
Системы дистанционного обучения предоставляют возможности оперативного и объективного оценивания, он- и офф-лайн сопровождения учебного процесса со стороны сетевых учителей, проведения индивидуальной и групповой рефлексии учебной деятельности при поддержке тьюторов, открытого и конфиденциального взаимодействия с родителями учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса и его корректировки.
Достоинства использования технологий дистанционного обучения в современной школе очевидны, но технически и организационно школы не готовы к активному внедрению сетевых технологий в повседневную образовательную деятельность.
Возможным вариантом решения указанной проблемы является использование отдельной школой образовательных и технических ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования.
В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений обучение участников образовательного процесса конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных и технических ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения.
Опишем опыт реализации сетевого взаимодействия Учебно-научного центра дистанционного обучения Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского и МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса.
В МОУ «Кадетская школа «Патриот» организована муниципальная опытно-экспериментальная площадка «Формирование ИКТ-компетенций субъектов образовательного процесса школы с использованием технологий дистанционного обучения», в рамках которой предполагается построение системы дистанционного обучения для учеников начальной и общеобразовательной школы. Для развития полноценной системы дистанционного обучения требуется наличие серьезного технического обеспечения (файловый сервер, серверное программное обеспечение и др.) и высококвалифицированных специалистов в области информационно-коммуникационных технологий. Для реализации поставленных целей школа организовала сетевое взаимодействие в дистанционном режиме со специалистами Учебно-научного центра дистанционного обучения Педагогического института.
На базе Учебно-научного центра дистанционного обучения Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского функционирует система дистанционного обучения Moodle. В данной среде преподавателями Педагогического института разработано и успешно функционирует 322 учебных дистанционных курса. Регулярно проводятся семинары для преподавателей по разработке дистанционных курсов, международные конференции по вопросам применения технологий дистанционного обучения в образовании.
В рамках сетевого взаимодействия в Кадетской школе «Патриот» силами сотрудников Учебно-научного центра дистанционного обучения была организована серия обучающих семинаров для учителей (11 ноября 2010, 23 декабря 2010, 11 января 2011, 10 февраля 2011 и 23 марта 2011 года). В системе дистанционного обучения Педагогического института был открыт раздел для учебных курсов МОУ «Кадетская школа «Патриот». В результате обучения 23 учителя школы разрабатывают дистанционные курсы для учеников по учебным тематикам: подготовка к итоговой аттестации по биологии в дистанционном режиме, подготовка к итоговой аттестации по физике в дистанционном режиме, подготовка к итоговой аттестации по географии в дистанционном режиме, система видо-временных форм английского глагола, решение текстовых задач в курсе алгебры, правописание безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слов, технологии разработки проекта в дистанционном режиме, тематические родительские собрания в первом классе и др. Каждый дистанционный курс рассчитан на дополнительную самостоятельную деятельность учащихся и содержит: теоретический материал, практические задания, форумы по проблемным вопросам, базу тестовых заданий и дополнительные материалы.
В курсе «Система видо-временных форм английского глагола» проходят обучение ученики 5 «б» класса. Классный руководитель и родители отмечают повышение интереса учащихся к английскому языку. Ученики предлагают все задания по английскому языку представлять в дистанционной форме.
В соответствии с новым Государственным образовательным стандартом делается акцент на организацию внеурочной деятельности. МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса является школой полного дня, поэтому учащиеся с 1 по 11 классы во второй половине дня имеют возможность заниматься в кружках, на элективных курсах, готовиться к конкурсам и т.д.
Сетевое взаимодействие школы с вузом представило возможность организовывать и проводить Интернет-конкурсы разного уровня. С 1 февраля по 12 апреля проводится региональный Интернет-конкурс «Мы – дети Галактики!», организаторами которого являются «ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; Учебно-научный Центр дистанционного обучения Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского; МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса». Конкурс посвящается Году космонавтики и 50-летию первого полета человека в космос, проводится дистанционно с использованием системы Moodle, социальных сервисов сети Интернет и включает элементы проектной деятельности. В конкурсе зарегистрировано 83 команды из школ Саратовской области. Участники взаимодействуют друг с другом в сети Интернет, комментируют работы конкурентов, доказывают свои позиции по проблемам развития космоса, разрабатывают исследовательские проекты.
МОУ «Кадетская школа «Патриот» в настоящее время проводит районный конкурс вики-страниц «Саратовская земля космическая». Учащиеся Энгельсского района разрабатывают собственные вики-страницы, которые оценивают преподаватели Саратовских и Самарских вузов. У учащихся посредством сетевого взаимодействия появляется возможность сотрудничества с преподавателями высших учебных заведений.
В перспективе работы школы, как Ресурсного центра по патриотическому воспитанию, в данном направлении видится расширение числа участников проводимого эксперимента за счет привлечения других школ; обеспечение учеников учебными дистанционными курсами по соответствующим профилям обучения; развитие системы курсов, предназначенных для организации внеурочной деятельности учащихся.
Анализируя небольшой опыт сетевого взаимодействия Кадетской школы «Патриот» с Центром дистанционного обучения можно отметить повышение мотивации участников образовательного процесса, формирование информационной компетентности как учеников, так и учителей школы, наполнение педагогического контента учебного заведения.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | сетевое взаимодействие, дистанционное обучение |
|