ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО ИТ-ДИСЦИПЛИНАМ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Необходимость полноценной интеграции России в международную систему экономических отношений, обуславливает повышенные требования к уровню подготовки отечественных специалистов управления. В частности, одним из них - является владение современными информационными технологиями на уровне профессиональных пользователей.
И в этом плане перед сегодня вузами стоят достаточно сложные проблемы. Частично это вызвано внешними факторами:
- падением уровня общего образования (по данным PISA, Россия на протяжении последних 10 лет неизменно находится, в третьей, низшей группе обследованных стран);
- все еще достаточно низким уровнем школьной подготовки по Информатике, одной из причин чего является ее непрофильный характер для поступления в вузы по большинству специальностей.
Частично - внутривузовскими факторами, например, все еще недостаточной оснащенностью вузов компьютерными аудиториями. Следствием чего является, слабая информатизация предметов по основным специальностям.
И это при том, что в настоящее время (исходя из опыта последних 10-ти лет чтения курса «Современные информационные технологии обучения» в ИПКП Финансового университета) многие преподаватели специальных дисциплин достаточно хорошо владеют современными профессиональными ППП.
Более того, некоторые из них сами успешно готовят компьютерные решения задач, используя возможности таких распространенных программно-инструментальных средств, как Excel [1].
В этих условиях ИТ-кафедры вынуждены тратить много времени: на ликвидацию «прорех» школьного ИТ-образования; на обучение студентов работе с профессиональными пакетами, хотя это могли бы делать непосредственно преподаватели профильных дисциплин (например, бухгалтера – учить бухгалтерскому учету, используя бухгалтерские пакеты, и т.п.). Это особенно важно, т.к. имидж таких преподавателей среди студентов неизмеримо выше по сравнению с теми, кто «по старинке» при обучении все еще пользуется только мелом и доской. А, кроме того, на компьютеризированных занятиях студенты проявляют неизмеримо больший интерес к предмету, да и сами занятия проходят более продуктивно.
В тоже время, из-за ограниченного объема учебных часов, вне рамок ИТ-дисциплин оказались серьезные вопросы, с которыми выпускники вузов могут сталкиваться в своей последующей деятельности и решение которых входит в круг задач исключительно ИТ-профессионалов:
- это умение оценивать потребительские свойства различных функциональных ППП с целью их обоснованного выбора, например, по такому важному критерию, как «качество-стоимость»;
- это умение самостоятельно осваивать новые ППП (и их очередные версии), используя соответствующую сопроводительную техническую документацию;
- наконец, только ИТ-профессионалы могут дать студентам тот минимум знаний в области компьютерных технологий, который необходим специалистам управления для эффективного взаимодействия с ИТ-профессионалами в процессе создания и эксплуатации информационных систем [2].
Последнее, прежде всего, относится к умению «грамотно» ставить задачи для их последующей компьютеризации, находя наиболее рациональные формы представления исходной информации. Тем самым решать злободневную проблему противоречия: «ЧТО и КАК».
Следует также отметить, с точки зрения, повышения эффективности подготовки специалистов организационно-экономического управления, до сих пор совершенно неразвиты общие, межкафедральные дисциплины. Именно в рамках таких интегрированных предметов можно обеспечить комплексный подход к овладению знаниями: преподаватели профильных кафедр разбирают со студентами внутреннюю сущность изучаемых экономических процессов, рассматривая различные методы их решения, а преподаватели ИТ-дисциплин демонстрируют современные, наиболее эффективные технологии их компьютерной реализации.
Кроме того, следовало бы больше внимания уделять обучению студентов работе с «открытыми» прикладными системами функционального назначения, позволяющими пользователям самим осуществлять их определенные «настройки», не требуя при этом каких-либо специальных знаний. В этом же плане целесообразно обучение студентов эффективным технологиям подготовки собственных программных приложений, обеспечивающих решение функциональных задач в различных инструментальных средах [3].
Такой подход имеет определенные достоинства. Так как в этом случае от студента требуется корректное понимание внутренней экономической сущности задачи, что само по себе важно в плане его профессиональной подготовки. Кроме того, все программные решения студентов, как правило, будут носить уникальный характер, отражая их индивидуальные способности. А это практически полностью исключает возможность плагиата выполняемых заданий – этого бурно развивающегося негативного явления, для борьбы с которым вузы внедряют систему «Антиплагиат», а в новом уставе МГУ даже предусматривается такие экстраординарные меры как отчисление студентов.
Наконец, осуществляя собственные программные настройки и создавая свои уникальные программные приложения, студенты невольно вовлекаются в творческий процесс, а творческий характер труда является хорошим стимулом и в учебе, и в работе.
В заключение следует отметить, что в настоящее время, практически вне планов существующих ИТ-дисциплин, остаются вопросы, вытекающие из необходимости системного подхода к решению проблем применения современных информационных технологий, этого главного фактора обеспечения их реальной эффективности. Сюда, прежде всего, входят задачи, связанные:
- с интеграцией компьютерных систем функционального назначения и систем электронного документооборота;
- с организацией работы в среде Интранет и Экстранет;
- с организацией работы, в приобретающем все большее распространение на Западе, экономически, социально и экологически перспективном режиме «teleworking»;
- и, наконец, с созданием и работой в быстро набирающей популярность среде под названием: «Интеллектуальное здание», базирующейся на идеи интеграции и координации работы информационной системы организационно-экономического управления с компьютерными системами, управляющими работой различных служб жизнеобеспечения объекта (охранными, осветительными, отопительными, противопожарными и т.п.).
Вместе с тем, общеизвестно, что умение работать за компьютером развивает такие важные (для многих далеких от вычислительной техники профессий) качества как: аккуратность, внимательность, пунктуальность, умение логически мыслить и принимать подчас нестандартные решения.
«… гораздо чаще стратегические находки приходят в результате изменения способа представления данных или таблиц. …Представление данных – это сущность программирования». Ф.П.Брукс мл. Как проектируются и создаются программные комплексы. М.: Наука, 1979, с. 81-82.
«Обычно во взаимодействии заказчика и разработчика возникает патовая позиция: один знает, ЧТО, но не знает, КАК, а другой, наоборот, понимает, КАК, но не знает, ЧТО. Между ними нет адекватного интерфейса». Б.Позин, М.Кумсков. Создание программ как инженерная дисциплина. ComputerWorld Россия. №37, 10 октября, 2000. с. 19.
- Excel в помощь бухгалтеру и экономисту // Ю. Никольская, А. Спиридонов. - М.: Вершина, 2006. – 256 с.
- Еремин Л.В. Взаимодействие IT-специалистов и персонала управления при создании и эксплуатации информационных систем. М.: Финансовая газета. №№ 27-29, июль, 2005.
- Еремин Л.В. Технология организации решения финансово-экономических задач в среде табличного процессора Excel. М.: Финансовая газета. Региональный выпуск, № 19-20, май, 2006.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Информационные технологии, специалисты управления, системный подход к обучению, межкафедральные дисциплины, открытые прикладные системы, программно-инструментальные средства реализации экономических задач |
Презентация доклада | Загрузить |
1 - " ... для поступления в * по * специальностей",
2 - " ... находя наиболее рациональные формы представления исходной
информации".
3 - "Тем * решать злободневную проблему противоречия: "ЧТО" и "КАК"
1 - " ... для поступления в * по * специальностей",
2 - " ... находя наиболее рациональные формы представления исходной
информации".
3 - "Тем * решать злободневную проблему противоречия: "ЧТО" и "КАК"