Дисциплина «Педагогическая информатика» и её роль в обучении будущих учителей физики
Информатизация общества, современный этап развития образования обуславливают внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих учителей физики специальных курсов, направленных на освоение новейших информационные технологий, расширение их использования в будущей педагогической практике.
Курс «Педагогическая информатика» носит интегративный характер. С одной стороны, он имеет выраженное педагогическое значение, так как формирует представление о современных педагогических технологиях, проектном методе. С другой стороны, он имеет прикладной характер, связанный с изучением и применением информационных технологий и телекоммуникаций в организации учебно-воспитательного процесса и управлении образованием.
Применение информационных технологий на уроках физики необходимо и возможно по нескольким направлениям. Это, прежде всего, использование на уроках в средней школе демонстрационно-визуализирующих компьютерных технологий. [1] Применение компьютера в данном случае основывается на основном принципе дидактики – наглядности. Подобные технологии позволяют ученикам познавать те физические явления, которые в реальных условиях увидеть достаточно сложно или невозможно, а порой и небезопасно. Предметом изучения при этом часто являются объекты микро или макро мира (явления в космосе, атомная и ядерная физика, элементарные частицы и др.). Иногда требуется «замедлить» или «ускорить» естественный процесс (например, радиоактивные распады).
Для будущего учителя физики так же необходимы умения проводить вычислительные эксперименты, применять информационные технологии для обработки результатов опыта, построения таблиц, диаграмм, графиков. Огромным потенциалом при обучении физики являются и имитационные технологии. Компьютеры позволяют имитировать деятельность реально существующей техники с возможностью подключения к компьютеру других технических средств, приборов для произведения замеров, снятия показания. [1] Компьютерные программы так же позволяют педагогу проводить как текущий, так и итоговый контроль знаний и умений по отдельным разделам предмета физика. Некоторые программы позволяют оперативно анализировать и оценивать работу учащихся, а также распечатывать результаты их деятельности.
С помощью информационных технологий на уроках физики целесообразно организовывать учебно-исследовательские проекты. Метод проектов может иметь место при изучении свойств объектов, определении взаимосвязей между объектами, установлении причинно - следственных связей между событиями и явлениями, отработке навыков решения различных физических задач [3] Существенным в проектной деятельности является применение для исследования методов научного познания.
Таким образом, целью дисциплины «Педагогическая информатика» является формирование у будущих учителей физики системы знаний, умений и навыков использования современных педагогических технологий, в том числе метода проектов, с применением средств информационных технологий в профессиональной деятельности в конкретной предметной области.
В результате изучения дисциплины происходит освоение будущими учителями физики проектно-исследовательского метода. Студенты обучаются созданию учебно-методических пакетов с использованием информационных технологий. Немало важным так же является формирование у будущих учителей навыков по активизации самостоятельной исследовательской работы учащихся.
Будущие учителя физики должны знать: особенности и отличительные черты проектной технологии обучения (проектного метода) в преподавании школьной физики; этапы построения учебного проекта с использованием информационных технологий; основные способы поиска и сохранения информации, необходимой для проекта, из сети Internet; перечень основных русскоязычных образовательных сайтов, полезных для решения педагогических задач проекта; возможности использования программ пакета Microsoft Officeдля решения задач учебного проекта.
При изучении данного курса студенты обучаются основам организации учебно-исследовательских проектов школьников с использованием современных информационных технологий. На практических занятиях в компьютерных классах студенты подготавливают необходимые методические и дидактические материалы к конкретным школьным урокам физики с использованием компьютерных программ. Особое внимание отводится на отработку умений производить оценку качества методических и дидактических материалов. При этом студентам предлагается обширный материал электронных образовательных ресурсов по физике, имеющийся в фондах медиатеки ВУЗа – электронные учебники, энциклопедии, материалы для подготовки к экзаменам, тесты. Кроме этого, студенты учатся выделять критерии и оценивать методические и дидактические материалы, созданные их сокурсниками в рамках данного курса.
Курс «Педагогическая информатика» так же позволяет будущим учителям приобрести опыт эффективного использования инновационных технологий для повышения качества знаний учащихся по физике. Успешно освоивший данный курс будущий учитель физики должен владеть способами организации групповой деятельности учащихся и способностью принятия роли координатора данной деятельности; способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы, мультимедийные диски и т.д.); способами проектной и инновационной деятельности в образовании; различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.
Изучение дисциплины включает практическую часть. Практическая часть основывается на компьютерном практикуме, включающем освоение студентами программных средств, таких как текстовый редактор Word, пакет презентаций Power Point, программу публикаций Publisherи др., владение которыми необходимо любому студенту для обучения в вузе. В содержании данной дисциплины включены следующие основные разделы: планирование учебного проекта; электронные ресурсы для создания проекта; создание презентации учащегося; создание публикации учащегося; электронные таблицы в проектной работе; создание дидактических материалов; создание методических материалов;разработка web-сайта проекта;разработка плана проведения проекта в школе; защита учебных проектов.
По разделу «Планирование учебного проекта» студенты изучают библиографические правила цитирования источников, приобретают навыки использования каталогов и поисковых машин, занимаются поиском полезной для своего проекта информации в Интернете, используют в своей работе материалы на компакт-дисках, имеющиеся в фондах медиатеки. Второй раздел посвящён разработке презентации учащегося с помощью программы презентаций PowerPoint. Студенты обучаются создавать мультимедийные презентации и оформлять результаты исследований по физике в данной программе. Кроме того, данный раздел предполагает разработку будущими учителями критериев оценивания мультимедийных презентаций.
Следующий раздел предполагает аналогичную работу по созданию публикации учащегося в программе Microsoft Publisher. Студентам предлагается на выбор оформление результатов исследований по своему проекту в бюллетени или буклете. Самостоятельно разрабатываются так же критерии оценивания публикаций.
По следующему разделу основным является создание дидактических материалов к уроку физики с помощью программы электронных таблиц. Рассматриваются варианты использования данной программы на занятиях по физике в школе: для сложных расчётов, сопутствующих физическому эксперименту, для создания тестов и проверочных работ, для лучшей визуализации физических данных. Далее предполагается создание дидактических и методических материалов в текстовом редакторе и программе публикаций, а так же создание веб-сайта всего проекта. [2]
Заключительный этап – защита учебных проектов. Итоговая защита проекта – это демонстрация результатов самостоятельной работы студентов и один из главных этапов их обучения. В ходе защиты будущие учителя учатся презентовать полученную информацию, излагать свою точку зрения на проблемы современной физики, отвечать на вопросы.
- Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2002.
- Крючкова К.С., Кравченко Л.Ю., Клеветова Т.В. Становление информационной компетентности студентов педагогических специальностей как одной из ведущих проф компетентностей / Известия Южного федерального университета, 2009, №3. (С.189-195).
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С.Полат, М.: АСАДЕМА, 2003.
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | информатизация информационные технологии проектный метод |
|