Проблемы ИТ подготовки специалистов непрофильных специальностей
Информатизация общества является одной из главных тенденций развития цивилизации в XXI в. Благодаря быстрому увеличению возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий формируется информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, складывается информационное общество. В этом обществе для человека появляются не только принципиально новые возможности, но и возникают ранее не известные проблемы.
Перед средним профессиональным образованием ставится задача - подготовить студентов к условиям жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их действовать в этой среде, использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Проблема подготовки специалистов в области информатизации общества заключается в интенсивной смене поколений вычислительной техники, в появлении новых программ и непрерывно меняющихся приемов и методов работы с ними. Какую бы новейшую технологию не изучали студенты сегодня, к тому времени, как они станут дипломированными специалистами, эта техника, скорее всего, устареет.
Компьютерная поддержка учебного процесса и компьютеризация различных видов деятельности, обязывает давать всем, в полном объеме и очень целенаправленно изучение ИТ дисциплин.
Любой добросовестно работающий преподаватель всегда сам готовил для своих занятий необходимые дидактические материалы. В новых условиях он также должен иметь такую возможность, т.е. он должен быть подготовлен к самостоятельной разработке и изготовлению компьютерных дидактических материалов. Существующие интернет-технологии позволяют педагогу оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения и, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web - конференции, форумов и чатов. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не о больших программных продуктах, имеющих коммерческую значимость, а о рабочих материалах, используемых конкретным педагогом на своих занятиях.
В нашем учебном заведении «Хабаровский Судостроительный колледж» при организации учебного процесса проводится активное внедрение ИТ технологий. Это и интерактивные доски во всех кабинетах ИТ- дисциплин, а так же в кабинетах почти всех преподавателей есть персональные компьютеры и проекторы, что позволяет использовать различные обучающие программы, презентации выполненные самими преподавателями и не только, практические и лабораторные работы, при курсовом и дипломном проектировании силами преподавателей и студентов создаются электронные учебные пособия, такие как электронные учебники, тестовые оболочки для различных дисциплин, лабораторные работы для кабинета химии, обучающие видео-ролики и т.п.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью ИТ в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Использование новых информационных технологий позволяет не только доступно и наглядно представить изучаемый материал, но и повысить познавательный интерес студентов к изучению различных спец. дисциплин, а так же привлечь к изучению и созданию различных электронных учебных пособий в виде курсового и дипломного проектирования.
Из всего выше представленного можно выделить следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
- повышение эффективности и качества процесса обучения;
- повышение активности познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие различных видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- подготовка пользователя персонального компьютера.
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако процесс информатизации образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связаны с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом образовательного учреждения. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к среднему профессиональному образованию.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Среднее профессиональное |
|