Специфика подготовки педагогов в сфере использования дистанционных образовательных технологий в работе с детьми-инвалидами
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» актуализирует вопросы подготовки педагогов в сфере использования дистанционных образовательных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Повышение квалификации педагогических работников, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуется с учетом современных подходов в повышении квалификации. В Нижегородском институте развития образования накоплен значительный опыт реализации модульных программ, обеспечивающих деятельностный подход, практико-ориентированность и вариативность реализации с учетом уровня подготовленности педагогов и опыта использования ИКТ.
Повышение квалификации педагогических работников по вопросам организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется на основе научно-обоснованной модели обучения, базовыми принципами которой являются:
- ориентация на компетентностный подход и освоение педагогическими работниками эффективных способов решения профессиональных задач;
- выявление запросов обучающихся, обеспечение методической поддержки педагогов в межкурсовой и послекурсовой период;
- диссеминация в процессе повышения квалификации лучших педагогических практик работы с детьми-инвалидами;
- адресность повышения квалификации, предполагающие гибкость и многообразие форм организации обучения, позволяющие наиболее полно учитывать потребности и возможности обучающихся;
- индивидуализация процесса повышения квалификации на основе построения индивидуальных образовательных траекторий и обеспечение непрерывности профессионального развития за счет развития накопительной системы;
- проведение мониторинга деятельности и оценка качества достижения результатов обучения;
- эффективное использование ресурсного потенциала сетевого взаимодействия.
Специфика подготовки педагогов в рамках модели обусловлена рядом факторов:
- особенностями дистанционных образовательных технологий;
- задачами освоения современных компьютерных и программных средств, специального оборудования;
- потребностями освоения навыков обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием компьютерных средств.
При разработке модели повышения квалификации педагогов учитывается практический опыт обучения на дому детей-инвалидов (case-study), что обеспечивает осознание педагогами спектра возможностей организации вариативных дистанционных занятий, а также оснований для обоснованного выбора вариантов проведения занятий с учетом особенностей психофизического развития детей, сложности структуры их нарушений, особенностей эмоционально-волевой сферы, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения. Для решения обозначенных задач в процессе подготовки педагогов предусмотрено обсуждение кейсов и решение задач по проектированию индивидуального образовательного маршрута ученика, организации образовательного процесса с участием родителей обучающихся.
В процессе обучения педагоги знакомятся с различными элементами LMSMoodle, получают опыт работы с учебными материалами и цифровыми образовательными ресурсами (гипертекстовыми, аудио-видео-материалами, лабораторными практикумами и тренажерами и др.), а также практические навыки самостоятельного создания контента.
Важно отметить, что модель повышения квалификации педагогических работников предусматривает организацию образовательного процесса в очно-дистанционной форме, что предусматривает деятельностное освоение дистанционных технологий и обеспечивает компетентностный эффект обучения: овладение практическими навыками использования дистанционных технологий и сервисов информационно-образовательной среды (общение в форумах, блогах, чатах, рассылка сообщений, создание и обновление учебных материалов, контроль (фиксация) результатов обучения и др.). Практические знания педагогических работников и ключевые компетенции в области дистанционного обучения дополняются рефлексивным осмыслением возможностей образовательной реабилитации детей-инвалидов средствами информационных технологий.
В результате обучения педагоги учатся:
- мотивировать учащихся к различным видам учебной деятельности с использованием дистанционных технологий;
- моделировать предметное содержание в наглядной форме;
- обеспечивать вариативность способов учебной работы, изложения, освоения и закрепления изучаемого учебного материала с учетом индивидуального стиля работы и коррекционной направленности содержания обучения;
- моделировать продуктивные виды совместной деятельности (в т.ч. с использованием Интернет-технологий), необходимые для освоения образовательных и коррекционно-развивающих программ;
- обеспечивать занимательную для ребенка форму и необходимую степень свободы продуктивной индивидуальной деятельности с использованием разнообразных информационных компьютерных инструментов (ПО MAC, Живая Математика, Живая география, Живая физика, цифровые лаборатории Архимед и др.).
Оценка качества обученности педагогов осуществляется на основе критериев и уровней готовности: определить реабилитационный потенциал обучающегося; составить индивидуальную программу обучения; спроектировать и провести дистанционное занятие с ребенком; эффективно отобрать оптимальный набор дидактических средств, ЦОРов, компьютерных инструментов и специального оборудования для проведения занятия с конкретным ребенком в дистанционном режиме, подготовить дидактический портфель и иные материалы, организовать учебное взаимодействие и др.
Таким образом, программа подготовки педагогов для работы с детьми–инвалидами характеризуется следующими особенностями, сочетание которых обеспечивает ее инновационный потенциал:
- проектирование образовательной программы повышения квалификации с опорой на компетентностный подход и логику ФГОС;
- организация процесса повышения квалификации с использованием современных андрагогических технологий, обеспечивающих эффективное обучение взрослых; кейс-технологий; проектных методов и др.;
- средства обучения (программные, интерактивные, компьютерные программные инструменты и специальное оборудование, ЭОРы, ЦОРы и т.п.)
- способы организационно-методического сопровождения (вебинары, видеоконференции, Skype-консультирование, Интернет-форумы и т.п.);
- способы контроля результатов обучения (интерактивные опросы, практико-ориентированные задания промежуточного контроля, итоговый курсовой проект, предполагающий проектирование 3-5 уроков с использованием ДОТ).
- осмысление уникальных возможностей ДОТ в образовании детей с ОВЗ, подчиненных задаче максимального развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.
Освоение в процессе повышения квалификации современных информационных технологий расширяет арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
- Бармин Н.Ю. Информатизация нижегородской школы: состояние и перспективы // Нижегородское образование, 2009. №2. С.23-30.
- Городецкая Н.И., Калинкина Е.Г. Технологии организации дистанционного обучения в процессе повышения квалификации педагогов [Электронный ресурс]:[интерактив.метод.пособие] // Зарегистрировано ОФАП, Москва, 2008 г. № ОФАП – 11465, № гос.регистрации 50200801955.
- Сековец Л.С. Специальное образование детей с ОВЗ в контексте развития образовательного комплекса Нижегородской области // Нижегородское образование, 2010. №3. С.9-13.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Дополнительное образование взрослых |
Ключевые слова | дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение квалификации |
|