Работа с базами данных и текстовыми корпусами в процессе обучения лингвистов и филологов
Успешная подготовка в вузе лингвистов и филологов невозможна без обучения их современным ИТ, включая средства формализации и компьютерной обработки знаний, средства электронной лексикографии, гипертекстовую технологию, создание и использование информационно-поисковых систем, контент-анализ и др. Информационные технологии активно применяются в Институте филологии и журналистики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (СГУ) как в преподавании, так и в научной работе. В докладе обсуждаются обучение и работа с теми из современных ИТ, освоение которых наиболее важно, с нашей точки зрения, для обеспечения успешной профессиональной деятельности филологов и лингвистов как в процессе их вузовской подготовки, так и в их будущей самостоятельной работе. Это, с одной стороны, создание, ведение и использование лингвистических баз данных, с другой стороны, – создание, ведение и использование лингвистических текстовых корпусов.
Для успешного освоения ИТ совершенно необходимо, чтобы студенты не только умели пользоваться готовыми продуктами ИТ, но и участвовали в их создании и наполнении лингвистическим материалом. Только в этом случае обеспечивается практическое освоение ИТ и закладываются основы применения ИТ выпускниками вуза в их будущей профессиональной деятельности.
В СГУ создан и используется в обучении и научных исследованиях электронный Ассоциативный словарь школьников Саратова и Саратовской области – АСШС (научное руководство – А.П. Сдобнова, В.Е. Гольдин, программные решения – А.О. Мартьянов), база данных которого содержит экспериментальный материал, накапливаемый с 1998 г. (около миллиона записей, отражающих вербальные ассоциации 30 000 школьников 1-11 классов более 100 различных школ области). АСШС обеспечивает осуществление разнообразных лингвистических, культурологических, психолингвистических, социолингвистических и других исследований гуманитарного плана, в том числе изучение динамических процессов в словаре школьников. Эти исследования ведутся на материале АСШС преподавателями, студентами, аспирантами СГУ и других вузов и исследовательских учреждений РФ. Результаты исследований на материале АСШС отражены в многочисленных научных публикациях.
В СГУ идет также активная работа над созданием мультимедийного текстового диалектологического корпуса – СарДК (научное руководство – О.Ю. Крючкова, В.Е. Гольдин, программные решения И.А. Батраева), структура и наполнение которого не имеет аналогов в стране и за рубежом, поскольку СарДК является не только структурированным машиннообрабатываемым собранием диалектных текстов трех русских говоров и моделирует коммуникацию в рамках традиционной народной культуры, но моделирует и саму эту культуру, моделирует не только ее собственно лингвистические, но и другие стороны. Это придает СарДК особую ценность в качестве уникального научного источника для большого ряда разнообразных гуманитарных исследований и в качестве специфического историко-культурного проекта, способствующего сохранению одной из важнейших составляющих национальной культуры, ее своеобразия и богатства, – русской народной речи.
Основы работы с лингвистическими базами данных, принципы организации и использования лингвистических корпусов входят в программы ряда дисциплин, преподаваемых лингвистам и филологам. Важно, что студенты и аспиранты СГУ принимают активное участие в самом создании АСШС и СарДК на всех этапах работы над этими проектами: в ходе проведения психолингвистических экспериментов, на этапе ввода ассоциативных реакций в БД АСШС, в обработке данных и научном анализе материала, они участвуют в диалектологических экспедициях, расшифровывают диалектный материал, исследуют диалектную речь, переносят материал базу корпуса и т.д. Работа по проектам АСШС и СарДК позволяет студентам практически освоить необходимые им ИТ.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | ИТ, корпусная лингвистика, прикладная лингвистика, БД, электронная ассоциативная лексикография |
|