Подготовка будущих учителей физики к применению дистанционных образовательных технологий на уроках

Авторы: Козлова Ирина Сергеевна 1
Недогреева Наталья Герасимовна 2, кандидат педагогических наук
1 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Дистанционные образовательные технологии могут быть использованы в школьном курсе физики. Наша основная задача - научить будущих учителей применять дистанционные образовательные технологии в своей работе.

На современном этапе развития нашего общества все более актуальным становится применение дистанционных образовательных технологий.

В существующих условиях дистанционные образовательные технологии (ДОТ) являются одним из приоритетных направлений в повышении компетенций педагогических кадров и обучении учащихся.

Закон Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 (статья 32)гласит«Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [9]. Согласно Приказу Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» «Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)» [10]. Под словами «опосредованном взаимодействии» понимается взаимодействие на расстоянии.

Взаимодействие на расстоянии в современной научной и психолого-педагогической литературе встречается в разной терминологии. Это и дистанционное образование, и дистанционное обучение, дистанционная технология обучения, Интернет-технологии в образовании и т.д. Различные трактовки этих понятий можно найти в работах О.И. Житяевой, Г.И. Курдюкова, Е.А.Павловой, Е.С. Полат, А.В. Хуторского и др.

В настоящее время дистанционному образованию, дистанционным образовательным технологиям посвящено достаточное количество научных исследований, в частности, Абакумова Н.Н. Педагогические условия разработки и реализации технологии дистанционного обучения: (На материале обучающей программы); Андрианова Г.А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении; Ахаян А.А. Теория и практика становления дистанционного педагогического образования; Внукова Л.А. Дифференциация обучения информатике на основе использования элементов дистанционной формы обучения в классно-урочной системе; Герасименко М.В. Социально-экономические аспекты применения новых дистанционно-образовательных технологий в высшем образовании России; Зюзина Т.Н. Организационно-педагогические условия использования дистанционного обучения в общеобразовательном учреждении; Овчинникова М.А. Использование технологии дистанционного образования при подготовке учителей математики в педвузе и др.

В терминологическом словаре обучения дистанционная технология обучения (образовательного процесса) – это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий [7].

В словаре по педагогике Коджаспировой Г.М. дается понятие обучение дистанционное – это образовательная технология, при которой становится возможным для каждого человека в любом месте изучить программу любого колледжа или университета с использование современных средств передачи учебно-методической информации на расстоянии [Коджаспирова Г.М. c. 212-213]. Педагогический энциклопедический словарь дистанционные образовательные технологии определяет как технологии целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра [Бим-Бад Б.М., с.73].

Как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды (ИОС), базирующейся на обмене учебной информацией с использованием средств телекоммуникаций (компьютерные сети, электронная почта, факсимильная связь, почта) трактуют дистанционные образовательные технологии О.И. Житяева и Е.А.Павлова [2, с.].

Ткаченко В.И. определяет технологии ДО как средства обратной связи (почта, телефон, факс, электронная почта, интерактивное телевидение, телеконференция, средство переговоров в реальном масштабе времени (IRC) и непосредственное общение) и способов взаимодействия (синхронных и асинхронных) преподавателя и обучаемых [12].

А.А. Андреев определяет технологии дистанционного обучения (ТДО), как систему методов, специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования [1].

По ряду причин в России дистанционное образование не является самостоятельной формой обучения (Согласно Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ст. 6 образовательные программы высшего профессионального образования могут осваиваться обучающимся в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната). Поэтому здесь и далее мы можем говорить о новой образовательной технологии - технологии дистанционного обучения, которая определяет набор средств, методов, организационных форм обучения [10].

Можно констатировать: традиционно принято считать, что дистанционные образовательные технологии применяются для получения образования на расстоянии в рамках заочной формы обучения. В настоящее время все чаще дискутируется вопрос об использовании (включении) элементов дистанционных образовательных технологий на занятия, в частности на школьные уроки. Этот аспект представляется для нас в условиях подготовки учителя физики и информатики наибольший интерес.

Обучение с использованием дистанционных технологий предполагает различные формы проведения занятий: лекций в аудитории, видеоконференцсвязь (просмотр выступления в реальном времени), самостоятельное изучение учебных материалов в различных видах (электронные учебные пособия, видеозапись и пр.), семинары в режиме отложенного времени (off-line): обмен текстовыми сообщениями (телеконференции) и в реальном времени (on-line): обмен текстом (чат), видеоконференцсвязь, контроль знаний через: письменные задания, рефераты (в электронном виде), эссе, курсовые работы, индивидуальные проекты, автоматическое тестирование в режиме on-line и другие виды учебных работ.

По мнению Н.А. Гаврилова, В.Р. Имакаева и С.В. Шубина, дистанционные образовательные технологии становятся тем механизмом, который позволяет не только интенсивно использовать информационные технологии в образовательном процессе, но и превращать эти технологии в часть образовательного процесса. Реализация различных моделей на практике объективизируется результатом оценки эффективности внедрения дистанционных образовательных технологий, появляются критерии оценки воздействия процесса информатизации на  образовательные структуры не по технократическому принципу, превалирующему сегодня (типа количества компьютеров, медиапроекторов в образовательном учреждении, количество и скорость подключенных к Интернету ОУ, количество учителей, владеющих компьютером и т.д.), а по содержательному и процессуальному признаку [3].

При использовании дистанционных образовательных технологий учащиеся помимо участия в основном учебном процессе могут получать дополнительные исторические и научные сведения, общаться с ровесниками в нашей стране и за рубежом, работать совместно над проектами и творческими заданиями, участвовать в конференциях, олимпиадах, проходить тестирование и т.д.

Использование дистанционных образовательных технологий в школе оправдано возникающими в последнее время трудностями в эпидемиологической и климатической обстановке, приводящими к отмене школьных занятий, также учащимся, которые в силу различного рода причин не могут посещать школьные занятия. В таких условиях применение дистанционных технологий выступает способом продолжения процесса обучения.

Внедрение дистанционных образовательных технологий в определенном объеме на разных уровнях дневной формы обучения позволяет повысить качество образовательного процесса и при совмещении с традиционными технологиями обучения. Это может быть изучение теоретического материала, решение задач и выполнение упражнений, проведение лабораторных работ, использование различных дистанционных оболочек для разработки и выполнения заданий разного характера и уровня сложности для домашнего выполнения, общение посредством информационных технологий, скайп-технологии и пр. Режим дистанционной работы в первую очередь направлен на разнообразии форм и методов работы (взаимодействия учителя и учащегося), повышение положительной мотивации учения, определение и учет индивидуальной траектории обучения.

В рамках подготовки будущих учителей, в частности учителей физики и информатики необходимо научить студентов в своей будущей профессиональной деятельности умело совмещать интеграцию очных и дистанционных форм обучения. При этом подразумевается, что основной образовательный процесс должен происходить в традиционных формах и не умалять роли учителя.

Е.С. Полат определяет несколько моделей организации учебного процесса с применение дистанционных образовательных технологий – интеграция очных и дистанционных форм обучения [11]. По нашему мнению именно такая модель использования дистанционных образовательных технологий наиболее приемлема для школьного обучения. При этом дистанционные технологии помогают традиционным образовательным технологиям, дополняя их.

Один из видов работ, реализованных студентами нашей кафедры – создание моделей обучающих сайтов по физике, которая проходит апробацию в ходе педагогических практик разного уровня, в реальный условиях школы.

Основной целью данной работы является: систематизация научных, учебных и методических знаний, умений и навыков, полученных в ходе университетской подготовки – знание основ науки (физики), умение создавать информационную образовательную среду (сайт), умение использовать различных форм работы на уроке физики, умение использовать информационные образовательные технологии на всех этапах обучения и т.д.; оценка преимуществ и недостатков дистанционных образовательных технологий, приобретение навыков практической реализации дистанционных образовательных технологий в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, внедрение (использование) элементов дистанционных образовательных технологий в школьной практике обеспечивает максимально личностный подход со стороны учителя, который находятся в постоянном интерактивном контакте с учащимися: фиксируют посещаемость, проверяют задания, контрольные работы и тесты, обсуждая на форумах и в чатах различные проблемы, отвечая на вопросы, индивидуально объясняя наиболее сложные темы. При использовании дистанционных образовательных технологий на уроках физики обучаемый закрепляет инструментальные навыки, приобретенные на уроках информатики.

Однако важно учесть, что эффективным дистанционные образовательные технологии на школьных уроках становятся только при наличии у учащегося достаточно устойчивой мотивации необходимости получения знаний и навыков, его умению приобретать знания и способности к самостоятельной работе. Они также является средством всестороннего развития и саморазвития личности обучаемого, это новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств. 

Список использованных источников
  1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М.: Издательство, МЭСИ, 2001.
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. – 527 с.
  3. Выборка диссертационных работ по дистанционным формам обучения, открытого образования и сетевых курсов // http://www.agtu.ru/thesises.html
  4. Гаврилов Н.А., Имакаев В.Р., Шубин С.В. Развитие инновационных моделей дистанционного обучения, как направление информатизации образования на региональном уровне // Телекоммуникации и информатизация образования, 2006. – №2. – С. 129-134.
  5. Житяева О.И., Павлова Е.А. Дистанционные образовательные технологии. Ресурсы и возможности: учебно-метод. пособие для вузов. Самарский гос. ун-т, Отдел дистанц. образов. технологий. Самара: Универс-групп, 2009. – 54с.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2005. – 448 с.
  7. Курдюков Г.И. Современные образовательные технологии: дистанционная образовательная среда MOODLE // http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/II/II-0-11.html
  8. Терминологический словарь дистанционного обучения // http://www.dupliksv.hut.ru/pauk/dict/05.html
  9. Хуторской А.В. Основы дистанционного образования. [Электронный ресурс]. Версия 1.2. – М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 329 Кб
  10. Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля 2006 г.) http://www.kadrovik.ru/docs/z10.07.92n3266-1.htm
  11. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Приказ от 06 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» http://www.dpo-edu.ru/Documents/Minobr/Prik_m/prik137_06-05-05.htm
  12. Полат Е.С. Модели дистанционно обучения http://www.seminars.ru/free/Biznes_obuchenie/Distantsionnoe_obuchenie/Modeli_distantsionnogo_obucheni_polat_e_s.html
  13. ТкаченкоВ.И. Современные технологии дистанционного обучения http://tva.jino.ru/Edu_2_1.htm
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  Дистанционный образовательные технологии, дистанционное образование