ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В Санкт-Петербургском государственном горном университете подготовка экономистов ведется уже более 45 лет. Экономические знания всегда связывались с конкретными технологическими областями в которых они применялись: горная, геологоразведочная, металлургическая промышленности. На протяжении всего этого времени в программах обучения предусматривалось необходимое количество часов на информационные технологии. Поступавшие на первый курс студенты, отличались разной степенью подготовленности, но в результате обучения приобретали необходимые знания и умения, что всегда положительно сказывалось на уровне представляемых к защите проектов и отмечалось в отзывах производств, куда распределялись специалисты.
В настоящее время университет закончил подготовку к переходу на обучение по системе бакалавр-магистр. Не обсуждая систему обучения в целом, остановимся только на обучении студентов по направлениям экономика и менеджмент в области информационных технологий. Эту подготовку в университете осуществляет кафедра информатики и компьютерных технологий, накопившая за указанный период достаточно большой опыт. Поэтому вмененные кафедре учебные планы вызвали определенное недоумение. Место изучаемых дисциплин, их значимость и объем явно не соответствуют общепринятому представлению о качественном обучении по указанным направлениям. Произошло резкое сокращение объема читаемых курсов, как в количественном, так и во временном отношениях. Если обучение специалистов проходит при соотношении недельных занятий 2 часа лекций и 2 часа лабораторных работ (2/2) на протяжении двух семестров, то по предложенным планам для разных профилей бакалавров экономического направления теперь эти объемы сократились в два и более раза. В одном случае до 2/2 только в первом семестре, а в другом 1/2 и только во втором семестре. Разработчики планов, оказавшись перед жесткими условиями сокращения срока обучения на 1 год, пошли по пути максимального сокращения гуманитарных и общетехнических дисциплин, практически не затрагивая специальных курсов. Очевидно, что студенты при этом окажутся не подготовленными к восприятию профильных дисциплин.
Проведенный кафедрой анализ знаний студентов, зачисленных на первый курс по результатам ЕГЭ, показывает, что подготовка выпускников средних учебных заведений (школа, гимназия, лицей и другие) оказывается существенно ниже, чем предполагается образовательными стандартами
Значительная часть студентов обнаруживает практически полное неумение работать в элементарных офисных приложениях. При этом меньшее количество студентов имеет навыки работы, как в офисных приложениях, так и в программировании на алгоритмических языках. Это существенное различие в начальном уровне знаний в области информатики создает объективные трудности в формировании учебной программы и в ее реализации - практическом обучении студентов.
Можно предполагать, что создатели учебных планов полагали, что освоение информационных технологий в значительной степени будет происходить на специальных предметах, широко использующих развитый математический аппарат, что делает принципиально возможным использование специализированного программного обеспечения. Однако анализ показывает что учебные планы бакалавров различных профилей (менеджмент, экономика, бухгалтерия и аудит ) имеют существенное различие в количестве таких дисциплин. Это приводит к тому, что часть студентов не получит необходимые знания и не сможет выработать требуемые навыки для успешной работы по специальности.
Как показывает опыт, недостаток систематических знаний и умений проявляется уже при выполнении индивидуальных работ (курсовые, дипломные работы и проекты). Однако лишь часть студентов, выполняя требования своих научных руководителей, восполняет недостающие знания самостоятельно в процессе работы.
Безусловно, в процессе подготовки студентов в области информационных технологий большую роль должно играть использование только лицензионных программных продуктов. Эта проблема является исключительно многогранной и имеет правовой, морально-этический, учебно-воспитательный и другие аспекты. Правообладатели программного обеспечения предоставляют значительные преференции по оплате программного продукта ВУЗам, как и другим коллективным пользователям, но далеко не всегда это приводит к ожидаемым результатам, т.е. официальным закупкам, а это также сказывается на качественной стороне учебного процесса. В то же время, использование в наименовании дисциплины названия конкретного продукта определенной фирмы (SAP R3), является очевидным артефактом, который можно расценить как явную рекламу.
Однако с учетом того, что учебные планы предусматривают большой объем самостоятельной работы, можно предполагать, что студентам, прилагая значительные усилия, удастся самостоятельно получить необходимые знания, обеспечивающие эффективную работу по выбранной специальности.
- СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Презентация доклада | Загрузить |
|