Дидактика управления в условиях информатизации образования
Управление образовательным процессом непосредственно связано с реализацией процессов обмена информацией между всеми компонентами системы, а также с внешней окружающей средой. Важнейшими функциями, реализуемыми информационной системой образовательного процесса, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Система управления и система информации на любом уровне управления образует единство. Создание целостной системы обмена информацией внутри образовательного учреждения позволит улучшить качество прогнозирования и планирования управляющей и управляемых подсистем. Четкое понимание возможностей информационных технологий, активное участие членов педагогического коллектива образовательных учреждений в сборе, накоплении, регистрации, передаче, обработке, хранении, представлении информации и ее анализе при подготовке и принятии решений обеспечивает эффективность управленческой деятельности.
Эффективное решение информационных задач, стоящих перед образовательным учреждением зависит не только от функционирующей информационной системы управления, но и от внедрения в практику методов управления качеством образования, новейших научно-педагогических технологий управления.
Одним из приоритетных направлений в образовании является развитие единого информационно-образовательного пространства, которое должно обеспечить эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, доступ к информационным ресурсам различного уровня, развитие современных образовательных технологий и информационной культуры граждан как условия реализации принципов доступности и непрерывности образования, обеспечения качества образования [1]. При этом важным условием существования такого единого информационного пространства является своевременность его обновления.
Новое информационное пространство предполагает овладение умением ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать различные проекты. Среда современных сетевых сервисов открывает возможность создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать и отрабатывать компетентности, сформулированные в стандартах второго поколения [2].
Основные направления деятельности в процессе информатизации стали: освоение новых информационных технологий в образовательной практике; компьютерное сопровождение учебных программ как средство реализации новых педагогических технологий; телекоммуникации - расширение локальной сети школы, участие в телекоммуникационных проектах; медиаобразование; электронный документооборот; мониторинг качества образования; сетевое он-лайновое общение; использование информационных технологий в образовательной статистической отчетности.
Однако чтобы использовать возможности информатизации образования на практике [3], преподавателю недостаточно овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями. Помимо этого, ему надо освоить новое понимание своего места и роли в учебном процессе, овладеть соответствующими педагогическими техниками и технологиями.
- 1. Заславская О.Ю. Возможности сервисов GOOGLE для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 45-49
- 2. Заславская О.Ю. Информационные технологии на основе использования интернет сервисов нового поколения. / Методический журнал для школьной администрации // Управление школой. – М.: ИД «Первое сентября», №15 (342) – 2011. С.15-26
- 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]: - http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 10.12.2011)
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Основное общее |
Ключевые слова | информатизация образования, управление образовательным процессом, информационные и телекоммуникационные технологии |