Методическое пособие для учителя как инструмент для конструирования занятий
В 2012-14 гг. издательство Бином выпустило линейку соответствующих ФГОС учебно-методических комплексов (УМК) по информатике для 3-4 классов, подготовленный группой пермских авторов и позиционирующийся как УМК переходного периода от индустриального общества к информационному [1, 2, 3, 4, 5].
По сравнению с традиционными курсами тематика «пермского» расширена элементами логики, системного анализа и ТРИЗ/ТРТВ (Теории решения изобретательских задач / теории развития творческого воображения). В предлагаемой линейке УМК собраны вместе информационно-коммуникационные и интеллектуальные технологии работы с информацией.
В УМК для каждого класса входят:
1) учебник;
2) компьютерный практикум;
3) задачник (интеллектуальный практикум);
4) методическое пособие для учителя;
5) цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);
6) сайт методической поддержки учителей.
Вести уроки по данному УМК может как учитель информатики, так и учитель начальных классов. Второй – предпочтительней. Но сегодня учитель начальной школы не всегда готов к ведению курса информатики в полной мере. Поэтому важной частью УМК становится «Методическое пособие для учителей». Оно должно восполнять возможные пробелы, предлагать решения педагогических проблем, заранее предупреждая о них, помогать в создании моделей занятий.
Пособие для учителя объединяет в себе подробный поурочный план, предназначенный для учителей-новичков (вплоть до указания минут, отводимых на рассмотрение каждого пункта), и избыточно богатый методический материал, позволяющий опытному учителю самому конструировать урок.
Единицей информации в Пособии является урок, описание которого состоит из:
1) организационной информации (тип урока, цели и задачи, предметные знания и навыки, УУД, оборудование);
2) плана урока.
3) описания содержания урока и методических приемов;
4) дополнительного материала для учителя, который надо «иметь в голове», но не произносить его на уроке. Он помогает учителю начальной школы представить целостную картину предметной области «Информатика»;
5) текста, который может быть произнесен учителем на уроке (одного из возможных вариантов);
6) перечня заданий с решениями из Рабочей тетради, которые выполняются на уроке. Учитывая специфику учебника, принципиальным является наличие решения всех заданий;
7) перечня заданий Практикума, рекомендуемых для выполнения на уроке, и методические замечания к ним;
8) перечня ЦОРов, используемых на уроке или рекомендованных для работы дома, и методические рекомендации к ним;
9) домашнего задания.
К перечню заданий из рабочей тетради и компьютерного практикума следует относиться как к рекомендации. Их набор определяется ситуацией на уроке.
В описании урока всегда присутствует вариативность, причем вариативность «двух уровней»: на уровне целых сценариев и на уровне отдельных компонент. Первый уровень дает возможность выбрать готовый вариант проведения урока. Второй позволяет рассматривать описание урока как морфологический ящик, пользуясь которым учитель в состоянии сконструировать свой собственный урок в зависимости от учебной ситуации.
В докладе представлены примеры нескольких сценариев для одного урока и варианты построения разных сценариев из отельных компонент урока для различных учебных ситуаций (сильный и слабый класс, индивидуальный образовательный маршрут, разное техническое и программное оснащение, разная подготовка учителя и др.).
- Плаксин М.А. Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.1 /М.А.Плаксин, Н.Г.Иванова, О.Л.Русакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. –128 с.: ил. Ч.2 /М.А.Плаксин, Н.Г.Иванова, О.Л.Русакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 49 с.: ил.
- Плаксин М.А. Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч.1 /М.А.Плаксин, Н.Г.Иванова, О.Л.Русакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. –127 с.: ил. Ч.2 /М.А.Плаксин, Н.Г.Иванова, О.Л.Русакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 125 с.: ил.
- Плаксин М.А. Информатика. Практикум для 3 класса. /М.А. Плаксин, Н.Г. Иванов, О.Л. Русакова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 68 с.
- Плаксин М.А. Информатика. Рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч1. 176 с. Ч.2 80 с. /М.А. Плаксин, Н.Г. Иванов, О.Л. Русакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Плаксин М.А. Информатика. Программа для начальной школы: 3-4 классы / М.А.Плаксин, М.С.Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 108 с.: ил. – (Программы и планирование).
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Начальное общее |
Ключевые слова | информатика, начальная школа. информационное общество, сценарий урока, методическое пособие |