ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ



Автор: Фертикова Татьяна Евгеньевна, кандидат медицинских наук, 2013 г. премия главы городского округа город Воронеж в области охраны окружающей среды за личный вклад в дело охраны окружающей среды
ГБОУ ВПО "Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко" Минздрава РФ
В статье представлены примеры использования ИТ коллективами кафедр общей гигиены; физики, математики и медицинской информатики для научно-исследовательской работы студентов ВГМА. Одним из направлений взаимодействия ВГМА с факультетом компьютерных наук (ФКН) Воронежского государственного университета (ВГУ) является построение на базе различных ИТ полноценных веб-проектов: интернет-сайтов «Здоровый образ жизни» и «Сохранение здоровья пользователей компьютеров».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Т.Е.Фертикова

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко

 

Проблема улучшения качества образования в высшей школе на современном этапе может быть решена посредством внедрения новых педагогических технологий, в частности информационных. Таким образом можно организовать дистанционное обучение; готовить выступления с компьютерной поддержкой; проводить эксперимент в виртуальных лабораториях; обрабатывать числовые данные с помощью компьютерной статистики.

Развитие информационных технологий (ИТ) в медицине неизбежно. Студенты медицинских ВУЗов должны понимать, что современный специалист обязан владеть ИТ. Подготовка медицинских кадров сегодня немыслима без применения ИТ, предлагающих средства и приемы для решения медицинских задач. Основной целью применения информационных методов в профессиональной деятельности медицинского работника является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения.

В Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко (ВГМА) ИТ применяются в том числе для научно-исследовательской деятельности. В качестве примеров можно привести: создание электронных баз данных, обработка их с помощью инструментов компьютерной статистики, создание компьютерных программ.

Одним из направлений взаимодействия ВГМА с факультетом компьютерных наук (ФКН) Воронежского государственного университета (ВГУ) является построение на базе различных ИТ полноценных веб-проектов: интернет-сайтов «Здоровый образ жизни» и «Сохранение здоровья пользователей компьютеров». Интернет-сайт https://sites.google.com/site/vgmazdorovyjstydent/home призван помочь в формировании здорового образа жизни.

Также с помощью ФКН ВГУ создан комплекс диагностических компьютерных программ для скрининг-оценки состояния здоровья и качества жизни студентов ВГМА.

Разработаны компьютерные методы исследования адаптационных возможностей студентов на основе индекса Кердо и индекса функциональных изменений. Сделаны выводы, что адаптационные возможности обследованных студентов ВГМА являются вполне удовлетворительными; преобладают студенты с повышенным тонусом симпатической нервной системы.

Компьютерная программа тестирования качества жизни студентов позволяет автоматически обрабатывать и визуализировать полученную информацию. В итоге на экран выводятся статистическая диаграмма, результат выполнения теста и оценка в баллах.  Оценка показателей теста варьирует от 3 до 101 балла.

Результаты показали, что только 16% опрошенных соблюдают режим питания, 38% – режим сна и бодрствования. 36% студентов 12 и более часов тратят на ежедневные занятия. Простудными заболеваниями 1 раз в год болеют 27%, 2 раза в год – 38%, 3 раза в год – 30% опрошенных студентов. Проведенная диагностика сложившейся ситуации по качеству жизни современных студентов показывает, что уровень качества жизни в целом ниже у девушек (39–69 баллов), чем у юношей (47–70 баллов).

Поскольку важной составляющей ЗОЖ является рациональное питание, создана компьютерная программа, позволяющая автоматически получить расчеты необходимого количества калорий и основных пищевых веществ суточного рациона на основании возраста, пола, веса, роста, характера выполняемой деятельности.

Проведена компьютерная оценка психологической устойчивости студентов медицинской академии с помощью теста самочувствие – активность – настроение. В процессе занятий отмечено снижение средних показателей самочувствия и настроения. Это можно объяснить наступлением утомления в результате учебной нагрузки.

Вышеперечисленные методы скрининг-оценки состояния здоровья и качества жизни студентов с помощью ИТ могут найти применение в профилактической медицине, поскольку дают возможность оценить эффективность создания здоровьесберегающей образовательной среды.


 

Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Информационные технологии, высшее медицинское образование, компьютерные программы, скрининг-оценка состояния здоровья.