Роль университета в формировании местного ИТ-рынка
Результаты социологического исследования говорят о том, что основным направлением изменений в Российской ИТ отрасли на данный момент является образование[1].
Традиционно в региональном развитии большое внимание отводится роли вуза, который взаимодействует с другими агентами и совместно с ними формирует локальный технологический потенциал. Помимо сектора исследований и разработки (R&D), который приводит к долгосрочному экономическому росту, важную, но мало изученную роль играет обучение и подготовка кадров. Кейсы, рассматривающие образование, говорят о том, что подготовка необходимого человеческого ресурса оказывалась фундаментом для превращения периферийного региона в преуспевающий центр в области высоких технологий, а повышение количества и уровня компетенции местных специалистов оказывается одной из эффективных стратегий регионального развития, создающих условия для стимулирования местного высокотехнологического рынка.
На сегодняшний день при анализе сферы ИТ в России все эксперты отмечают массовую нехватку специалистови недостаточный уровень подготовки выпускников, вынуждающий компании выстраивать свои программы повышения квалификации на местах. В целом доучивание специалистов на рабочем месте – это общепризнанная международная практика ИТ-компаний, однако именно сейчас, в ситуации усиленного внимания к сектору ИТ в России, образование, а не создание и/или массовая поддержка исследовательских центров, например, становится основным направлением перемен.
Контекст российского инновационного развития отличают слабые связи вуза с индустрией, недостаточное внимание профильных компаний непосредственно к сектору исследований и разработок. Если усиление сектора R&D требует значительных инвестиций по реорганизации отношений между многими акторами, то на изменение в области обучения кадров уже существует заказчик – профильные компании.
Через приглашение компаний в сферу образования, университет выстраивает сеть сотрудничества с индустрией. На первых порах это помогает периферийному региону, отрезанному от основных бизнес сетей, получить необходимое количество социального и культурного капитала для выстраивания отношений с другими компаниями, и является фундаментом для привлечения компаний к сотрудничеству в секторе R&D. Для самих ИТ-компаний создание совместных обучающих проектов выгодно: они снижают издержки, связанные с переучиванием специалистов во время оплачиваемого трудоустройства, предоставляя одного-двух сотрудников для вуза. Более того, через спонсирование оборудованием и ПО компании формируют рынок профессиональных пользователей. Однако местные вузы привлекают пул региональных стабильно развивающихся компаний, и предложение совместных программ не может стать единственной формой привлечения компаний в регион.
С другой стороны, поскольку формирование рынка и привлечение компаний все же не является основной целью образовательного учреждения, успешность этих процессов во многом предполагает институциональные изменения образовательных организаций и означает качественно иной тип управления. Для классического фундаментального университета налаживание связей с индустрией оказывается более сложным процессом.
Любые изменения, связанные с попытками построения «знаниевой» индустрии означают фундаментальные трансформации, связанные как с содержанием образования, так и с изменением местных организаций и институтов сферы обучения.
[1] Речь идет об исследовательском проекте "Russian Computer Scientists at home and abroad" Центра исследований науки и технологий Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Российский материал охватывал такие города как Казань, Томск, Новосибирск, Владивосток, Санкт-Петербург, Москва; часть исследования проводилась с опорой на методологию «региональных исследований» (RegionalStudies), ориентированных на анализ и оценку инновационного потенциала конкретных регионов.
Уровень образования | Высшее профессиональное |