О принципах саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов



Чистопольский филиал «Восток» Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева — КАИ
В статье рассматриваются некоторые аспекты саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза в контексте использования определенных педагогических принципов, которые связаны с личностным образованием будущих специалистов, обладающих информационной культурой, компьютерной грамотностью и образованностью, готовностью к работе в информационной среде.

Информатизация образования на базе информационных технологий способствует вариативности форм, методов, средств и содержания обучения. В этих условиях у студентов встает проблема управления собственной познавательной деятельностью и проектирования личного образовательного результата. Это определяет необходимость выбора оптимального образовательного маршрута, что невозможно без формирования способности и готовности к саморазвитию, саморегулированию и личностной и предметной рефлексии. Решению этой задачи  способствует организация учебного процесса, учитывающая индивидуальные особенности обучаемых, их социальный и учебный опыт, познавательные интересы и т.д. Воплощение идей индивидуализации обучения, направленных на усиление фактора саморазвития, становится возможным посредством использования информационно-коммуникационных технологий в контексте индивидуальных образовательных траекторий. Отечественные исследователи Е.А. Александрова, В.Г. Ерыкова, Н.Г. Зверева, В.В. Лоренц, A.B. Хуторской, Э.П. Черняева предлагают различные пути реализации индивидуальной образовательной траектории: содержательный (вариативные учебные планы и программы), деятельностный (информационно-коммуникационные технологии) и процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальный образовательный маршрут  - это целенаправленная проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая студенту позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и саморазвития. Саморазвитие студента, выработка им отношения к себе как к профессионалу, стимулирование саморазвития рассматриваемой компетентности в условиях вуза реализуется на основе инициирования самоуправления собственным профессиональным развитием; осмысления собственного опыта саморазвития информационно-коммуникационной компетентности; рефлексии своей деятельности по проектированию и решению информационно-коммуникационных задач различной сложности.

Можно предположить необходимость реализации следующих принципов в контексте саморазвития информационно-коммуникационной компетентности: принцип метапредметных основ содержания образования; принцип первичности образовательной продукции студента; принцип продуктивности обучения;  принцип личностного целеполагания; принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;принцип образовательной рефлексии.

Использованиевышеперечисленных принципов может позволить на этапе вузовского образования грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на повышение уровня подготовки будущих специалистов в области информационных и коммуникационных технологий. 

 

Список использованных источников
  1. Астахова, В.И. Студент XXI века: его сущностные черты и характерные особенности / Астахова В.И. // Alma Mater, 2010. - №8. – С. 60-63.
  2. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека //Психологический журнал, т. 6. 1985.
  3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во КГУ, 1998. – 320 с.
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  информационная и коммуникационная компетентность, информационная культура, активность, самостоятельность, познавательная деятельность, образовательная практика