ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ
В данной работе под общепрофессиональной подготовкой понимается та часть подготовки будущих ИТ-специалистов, которая является пересечением различных программ бакалавриата и специалитета, разработанных в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке, сформулированными ФГОС ВПО, и закладывает базу для формирования трудовых функций, определенных профессиональными стандартами, принятыми в ИТ-сфере.
Общепрофессиональная подготовка формирует общепрофессиональные компетенции, которые в контексте предлагаемого подхода являются универсальными для различных видов подготовки ИТ-специалистов.При этом отпадает необходимость в выделении общепрофессиональных компетенций для каждой образовательной программы, поскольку их роль играют общепрофессиональные компетенции в указанном выше смысле.
Общепрофессиональная подготовка ИТ-специалистов включает основы математики, включая дискретную математику; основы программирования; основы баз данных и интеллектуальных систем обработки данных; основы информационных технологий; основы вычислительной техники и программного обеспечения; основы информационной безопасности; социальные, правовые и этические аспекты информатизации.
Основания для выделения общепрофессиональной подготовки ИТ-специалистов в отдельную категорию таковы.
1. Присвоение общепрофессиональной подготовке отдельного статуса будет способствовать сохранению ее высокого уровня, традиционно свойственного российской системе ИТ-образования.
2. Общепрофессиональная подготовка формирует фундамент для подготовки ИТ-специалистов различных категорий; последующее образование этот уровень подготовки, как правило, не затрагивает.
3. В вузе, реализующем несколько программ подготовки ИТ-специалистов, единая общепрофессиональная подготовка, реализуемая на начальной стадии образовательного процесса, создает условия для более осознанного выбора студентами конкретного направления/специальности, внутривузовской и межвузовской академической мобильности.
Становление общепрофессиональной подготовки ИТ-специалистов в качестве отдельной составляющей профессиональной подготовки возможно совместными усилиями университетов, реализующих ИТ-образование, и профессионального сообщества. При этом необходимо решить ряд задач, в т.ч.:
1. Определение состава указанной подготовки и выработка единых требований к ее результатам на уровне, обеспечивающем возможность дальнейшей реализации отдельных программ бакалавриата и специалитета. Нормативной базой для этого являются ФГОС и отраслевые профессиональные стандарты; дополнительными материалами могут послужить самостоятельно установленные образовательные стандарты и сопутствующих им материалы ведущих российских вузов; примерные образовательные программы подготовки ИТ-специалистов, рекомендованные учебно-методическими объединениями вузов; рекомендации международной экспертной группы Computing Curricula; общая европейская рамка компетенций ИКТ-специалистов и другие.
2. Создание высококачественных образовательных ресурсов нового поколения для обеспечения общепрофессиональной подготовки – высокотехнологичных интерактивных мультимедийных электронных учебников, компьютерных тренажеров, баз контрольно-измерительных материалов, допускающих, в том числе, частично автоматизированный контроль сформированности базовых знаний и навыков.
3. Создание системы подготовки кадров для профессиональной подготовки ИТ-специалистов (прежде всего, на базе магистратур ведущих университетов).
4. Разработку частных методик обучения дисциплинам, составляющих общепрофессиональную подготовку ИТ-специалистов, на базе современных технологий обучения.
В ПГНИУ с 2014-2015 уч. года подготовка по 6 ИТ-направлениям и специальностям ведется по системе с единой общепрофессиональной подготовкой.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | ИТ-специалисты, профессиональная подготовка, общепрофессиональная подготовка |