ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ



Автор: Хеннер Евгений Карлович, доктор физико-математических наук, Член-корреспондент РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования
ФГБОУ ВПО "Пермский государственный национальный исследовательский университет"
Обсуждается базовая часть профессиональной подготовки ИТ-специалистов, общая для различных программ бакалавриата и специалитета. Выделение общепрофессиональной подготовки в отдельную категорию может способствовать сохранению ее высокого уровня, более осознанному выборы студентами конкретного направления/специальности, внутривузовской и межвузовской академической мобильности.

В данной работе под общепрофессиональной подготовкой понимается та часть подготовки будущих ИТ-специалистов, которая является пересечением различных программ бакалавриата и специалитета, разработанных в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке, сформулированными ФГОС ВПО, и закладывает базу для формирования трудовых функций, определенных профессиональными стандартами, принятыми в ИТ-сфере.

Общепрофессиональная подготовка формирует общепрофессиональные компетенции, которые в контексте предлагаемого подхода являются универсальными для различных видов подготовки ИТ-специалистов.При этом отпадает необходимость в выделении общепрофессиональных компетенций для каждой образовательной программы, поскольку их роль играют общепрофессиональные компетенции в указанном выше смысле.

Общепрофессиональная подготовка ИТ-специалистов включает основы математики, включая дискретную математику; основы программирования; основы баз данных и интеллектуальных систем обработки данных; основы информационных технологий; основы вычислительной техники и программного обеспечения; основы информационной безопасности; социальные, правовые и этические аспекты информатизации.

Основания для выделения общепрофессиональной подготовки ИТ-специалистов в отдельную категорию таковы.

1.       Присвоение общепрофессиональной подготовке отдельного статуса будет способствовать сохранению ее высокого уровня, традиционно свойственного российской системе ИТ-образования.

2.       Общепрофессиональная подготовка формирует фундамент для подготовки ИТ-специалистов различных категорий; последующее образование  этот уровень подготовки, как правило, не затрагивает.

3.       В вузе, реализующем несколько программ подготовки ИТ-специалистов, единая общепрофессиональная подготовка, реализуемая на начальной стадии образовательного процесса, создает условия для более осознанного выбора студентами конкретного направления/специальности, внутривузовской и межвузовской академической мобильности.

Становление общепрофессиональной подготовки ИТ-специалистов в качестве отдельной составляющей профессиональной подготовки возможно совместными усилиями университетов, реализующих ИТ-образование, и профессионального сообщества. При этом необходимо решить ряд задач, в т.ч.:

1.    Определение состава указанной подготовки и выработка единых требований к ее результатам на уровне, обеспечивающем возможность дальнейшей реализации отдельных программ бакалавриата и специалитета. Нормативной базой для этого являются ФГОС и отраслевые профессиональные стандарты; дополнительными материалами могут послужить самостоятельно установленные образовательные стандарты и сопутствующих им материалы ведущих российских вузов; примерные образовательные программы подготовки ИТ-специалистов, рекомендованные учебно-методическими объединениями вузов; рекомендации международной экспертной группы Computing Curricula; общая европейская рамка компетенций ИКТ-специалистов и другие.

2.       Создание высококачественных образовательных ресурсов нового поколения для обеспечения общепрофессиональной подготовки – высокотехнологичных интерактивных мультимедийных электронных учебников, компьютерных тренажеров, баз контрольно-измерительных материалов, допускающих, в том числе, частично автоматизированный контроль сформированности базовых знаний и навыков.

3.       Создание системы подготовки кадров для профессиональной подготовки ИТ-специалистов (прежде всего, на базе магистратур ведущих университетов).

4.       Разработку частных методик обучения дисциплинам, составляющих общепрофессиональную подготовку ИТ-специалистов, на базе современных технологий обучения.

В ПГНИУ с 2014-2015 уч. года подготовка по 6 ИТ-направлениям и специальностям ведется по системе с единой общепрофессиональной подготовкой.

Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  ИТ-специалисты, профессиональная подготовка, общепрофессиональная подготовка