Модели представления и организации знаний
Модели представления и организации знаний
к.т.н., профессор Кубеков Б.С., магистрант Зыкин С.Л.
Университет "Туран", г. Алматы, Республика Казахстан
Методология подготовки ИТ-специалистов требует применения образовательных технологий и методов организации и развития образовательных процессов, основанные на стыке педагогических и инженерных подходов. Образовательные технологии - неотъемлемая часть содержания обучения в высшей школе, это термин, обозначающий формы передачи и генерирования знаний на основе технической базы[1]. Образовательные технологии базируются на современных достижениях информационных технологий, привлечении инженерии знаний и, в частности, онтологического инжиниринга. К наиболее часто используемым формам отображения знаний традиционно относятся продукционная, сетевая, фреймовая и алгебраическая модели, графы, множества. В этом ряду, на наш взгляд, приемлемой формой отображения педагогических моделей и образовательных ресурсов, подходит объектно-ориентированная парадигма, которая располагает большим набором возможностей для моделирования, конструирования и визуализации понятий учебных дисциплин, а также средством моделирования механизмов их взаимодействия.
В статье рассматривается возможность представления понятий учебной информации моделями онтологий и использования характеристик. Онтологии представления определяют концептуализацию, которая лежит в основе формализма представления знаний[2]. Моделирование характеристик является основной методикой выявления и фиксации общности и изменчивости в образовательных ресурсах с целью их стандартизации, повторного использования, а также возможности их адаптации в соответствии с изменением требований к компетенции специалистов со стороны рынка труда.
Применение упомянутых моделей и, как следствие, аналогического мышления для обучения требует: во-первых, проведениеанализа структуры и организации контента учебного материала дисциплин; во-вторых, создание визуально-мыслительных образов, с помощью ассоциативного связывания понятий и структурных элементов содержания учебного материала, с целью формирования целостной системы знаний в рамках отдельной дисциплины, курса и специальности в целом; и в-третьих, включение механизмов взаимодействия визуально-мыслительных образовучебного материала.
В качестве примера рассмотрим область знаний программной инженерии SWEBOK - «Требования к программному обеспечению», включающей следующие ключевых понятия: выявление требований, анализ требований, спецификация требований, валидация требований, управление требованиями[3].
Выделенные понятия образуют модель онтологии области знаний программной инженерии - "Требования к программному обеспечению". В этой модели понятие "Выявление требований", как экземпляр понятия "Требования к программному обеспечению" может быть представлено характеристической моделью со следующими характеристиками: высокоуровневое описание задачи; низкоуровневое описание требований; экспертная оценка; бизнес-правила; функциональные требования; нефункциональные требования; обратные требования; системные сервисы; формулировка ограничений на поведение системы; формулировка услуг на основе бизнес-правил и т.п. Следующий шаг - назначение выделенным характеристикам статуса обязательная, необязательная и альтернативная и построение характеристической модели.
Для визуализации моделей разработана программа-интерпретатор, позволяющая представлять онтологии в виде простого ориентированного графа, в котором понятия наделены характеристиками общности и изменчивости.
- 1. Елина Е.Г., Фризен М.А. Образовательные технологии и методы высшей школы в США и странах Европы. ж. Образовательные технологии. Издательский дом "Народное образование", 2013. №1- с.31-37.
- 2. Нариньяни А. С. Кентавр по имени ТЕОН: Тезаурус + Онтология // Труды Международной конференции ДИАЛОГ-2001. М., 2001. С.184-188.
- 3. Вигерс Карл. Разработка требований к программному обеспечению. Пер. с англ.-М.: Издательство - торговый дом "Русская Редакция", 2004.- 576с.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |