Особенности подготовки ИТ- специалистов в соответствии с тенденциями развития информационных систем
Непременным условием формирования информационного общества является повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения в области информационных технологий. Необходима модернизация профессиональных образовательных программ подготовки специалистов ИТ с учетом тенденций развития информационных систем. Современныеинформационные системы вырастают и приобретают глобальный характер, требуется интеграция разнородных аппаратных, информационных и программных ресурсов. В качестве интеграционной основы выступает технология открытых распределенных систем, обеспечивающая требованиямобильности, совместимости, интероперабельности. В основе реализации концепции открытых систем лежит систематическая стандартизация ИТ.
Умение использовать стандарты, а также качественное документирование спецификаций и стандартов являются важными профессиональными компетенциями при создании современных информационных систем. Актуальность подготовки специалиста с такими компетенциями подтверждается работами ведущих ученых и представителей бизнеса [1]. Анализ новых профессиональных стандартов ИТ по ряду профилей («Архитектор программного обеспечения», «Специалист по информационным системам», «Системный аналитик») показал необходимость изучения теоретических вопросов стандартизации ИТ и получения практических навыков их использования.
В работе предлагается курс «Стандарты и модели информационных технологий» для подготовки специалистов по направлению «Информатика и вычислительная техника». Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами знаний и навыков разработки компонентов программных комплексов в соответствии со стандартами и спецификациями.
Изучаются основы технического регулирования ИТ, приводится классификация стандартов ИТ, определяется их место и роль в разработке ИТ продукции и услуг. Рассматриваются подходы в разработке информационных систем в соответствии с технологией открытых систем, в основе которых лежит стандартизация компонентов, форматов, интерфейсов. Углубленно изучается процесс функциональной стандартизации на примере открытого образования с опорой на международные и отечественный стандарты.
На практических занятиях студенты знакомятся со справочными системами нормативно-технической документации ведущих организаций в сфере ИКТ. На лабораторных работах осваиваем методы формирования и обработки данных на основе открытых стандартов, в частности разработка открытых образовательных ресурсов, разработка приложений на основе открытых данных.
Для методической поддержки дисциплины разработан электронный обучающий комплекс [2]. Структура комплекса определяется образовательной программой дисциплины и включает следующие элементы: рабочая программа дисциплины, теоретический материал, приложения, тесты, литература, глоссарий, задания для выполнения лабораторных работ. По содержанию курс отличается особенностями, которые учитывались при разработке электронного комплекса: материал содержит множество схем и иллюстраций, в лекциях и практических занятиях используются справочные и нормативные документы, в частности национальные и международные стандарты.
Опыт преподавания дисциплины (апробирован на 2 потоках в течение 2013-2015 гг в Чайковском технологическом институте (филиал) ИжГТУ имени М.Т.Калашникова) показал необходимость изучения описанного материала, т.к. на последующих курсах при разработке прикладных систем в образовании, экономике и т.д. студент уже ориентируется в использовании стандартов и спецификаций, предусмотренных прикладным профилем. Включение данной дисциплины в образовательную программу по ИТ-специальностям готовит кадры в соответствии с актуальными и перспективными потребностями рынка труда.
- 1. Гуляев, Журавлев, Олейников Методология стандартизации для обеспечения интероперабельности информационных систем широкого класса. Аналитический обзор, журнал Радиоэлектроники, №3 2012, С.1-40
- 2. Жукова С.А. Стандарты и модели ИТ в формировании глобальных информационных сред., Режим доступа http://asovlc.ru/orgresource/knowledges/4/
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | открытые системы, профессиональные компетенции, образовательная программа, электронный комплекс |