Актуализация действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в области прикладной информатики с учетом профессиональных стандартов
Актуализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с точки зрения обеспечения их соответствия профессиональным стандартам (ПС) связана с необходимостью повышения практико-ориентированности образовательных программ, которые в большей степени должны удовлетворять потребностям инновационного развития российской экономики. Применяемая в настоящее время методика Министерства образования и науки РФ по актуализации ФГОС на основе ПС [1] предполагает проведение следующих проектных работ:
- выбор ПС для внесения изменений во ФГОС;
- установление соответствия между областями профессиональной деятельности (ОПД) ФГОС и обобщенными трудовыми функциями (ОТФ) ПС и их актуализация;
- актуализация объектов и задач профессиональной деятельности ФГОС на основе анализа ОТФ и трудовых функций (ТФ);
- актуализация профессиональных компетенций ФГОС на основе анализа ТФ и трудовых действий (ТД).
Актуализация ФГОС по направлению подготовки «Прикладная информатика» для бакалавриата и магистратуры показала, что это направление требует использования нескольких ПС для каждого уровня образования. Это обусловлено большой потребностью рынка труда в информатиках-прикладниках, обладающих развитыми компетенциями системных аналитиков и проектировщиков, которые способны решать широкий круг задач создания, внедрения, сопровождения и эксплуатации информационных систем в различных прикладных областях, реализуя связующие и интегрирующие функции во взаимодействии заказчиков автоматизации обработки информации и инженерного персонала, решающего технические задачи.
В результате анализа ОТФ ПС были скорректированы формулировки ОПД ФГОС для бакалавриата на основе ПС «Специалист по информационным системам», «Системный аналитик», «Программист», «Руководитель разработки программного обеспечения», «Руководитель проектов в области информационных технологий»:
- системный анализ прикладной области и разработка требований к информационным системам;
- проектирование информационных систем в прикладных областях;
- выполнение работ по созданию, модификации, внедрению и сопровождению информационных систем и управление проектами в области информационных технологий.
Аналогично была выполнена актуализация формулировок ОПД для магистратуры на основе анализа ПС «Специалист по информационным системам», «Системный аналитик», «Руководитель разработки программного обеспечения», «Руководитель проектов в области информационных технологий», «Менеджер по информационным технологиям»:
- системный анализ, моделирование прикладных и информационных процессов и управление аналитическими работами в области создания ИС;
- исследование и разработка эффективных методов создания и управления информационными системами в прикладных областях;
- управление сервисами и информационными ресурсами в ИС;
- управление проектами в области ИТ в условиях неопределенностей с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта;
- организация и управление работами по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях.
Дальнейший анализ ТФ выделенных ПС показал, что сформулированные ранее профессиональные задачи и компетенции во ФГОС в основном соответствуют требованиям ПС и вызывают необходимость незначительных доработок. Разработка образовательных программ в части наполнения содержанием учебных дисциплин будет предусматривать формирование перечней ТФ для обучения в рамках существующих базовых дисциплин и дополнительных дисциплин вариативной части образовательных программ с включением дисциплин в профили и индивидуальные траектории обучения, включение ТД, знаний и умений, соответствующих ТФ, в перечень результатов обучения учебных программ дисциплин, уточнение знаний, умений и навыков с учетом тенденций развития профессиональной деятельности.
- 1. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации 22.01.2015, № ДЛ-2/05вн).
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, КОМПЕТЕНЦИИ. |