Среда конфигурационного управления учебного процесса на базовой кафедре
Подготовка разработчиков встроенного программного обеспечения систем управления космических аппаратов требует установки тесного взаимодействия учебной организации и предприятия промышленности, которое может быть воплощено в форме базовой кафедры [1]. Примером подобной структуры может служить кафедра «Бортовая автоматика беспилотных космических и атмосферных аппаратов» № 705Б МАИ (НИУ) созданная пять лет назад совместно с ФГУП МОКБ «Марс».
Однако работа в режиме базовой кафедры имеет ряд специфических особенностей, приводящих к значительному увеличению роли системы информационной поддержки учебного процесса. Фактически речь идет о системе схожей по функциям с системой конфигурационного управления [2] (СКУ). Важнейшими задачами СКУ базовой кафедры (БК) являются обеспечение целостности документации (включая артефакты) учебного процесса и поддержание ролевого доступа участников (администрации кафедры, преподавателей, студентов).
Для понимания этих проблем стоит рассмотреть структуру преподавательского коллектива БК. В него входят три группы: (1) преподаватели ВУЗа, работающие в университете, (2) преподаватели – совместители БК, работающие на предприятии, и (3) сотрудники базового предприятия, принимающие участие в обучении студентов (лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты, практики).
Первая группа осуществляет обучение на территории ВУЗа, вторая и в особенности третья группы работают практически исключительно на территории базового предприятия. Студенты в свою очередь попеременно выполняют свои задания то в ВУЗе, то на предприятии и дома.
Упомянутые особенности участников учебного процесса создают значительные сложности по учету и управлению текущей успеваемости, отслеживанию отставания от учебного графика, создают препятствия для выработки корректирующих действий. К сожалению, не только студенты, но и преподаватели особенно третьей группы допускают нарушения графика учебного процесса.
Для обеспечения текущего всестороннего контроля над выполнением учебных заданий на БК №705Б МАИ (НИУ) внедрена в опытную эксплуатацию СКУ на базе программного комплекса Redmine [3]. В рамках системы поддерживаются роли: администратор - инструментальщик, администратор кафедры, методист, преподаватель, студент, наблюдатель. «Администратор – инструментальщик» берет на себя функции секретаря, регистрируя новых пользователей, и программиста, расширяя сервисные средства системы.
«Методист» формирует базы данных плана учебного процесса. «Администратор» производит утверждение планов, устанавливая соответствие преподаватель – учебный курс – студенческая группа.
Даее «преподаватель» распределяет задания студентам, в свою очередь «студент» выполняет индивидуальные работы (курсовые проекты, лабораторные задания и т.п.). Появление новых результатов работы «студента» в системе приводит к автоматическому оповещению соответствующего «преподавателя».
Конечно подобный «идеальный» процесс реализуется только в тех случаях, когда выполнение задания непосредственно связано с применение вычислительной машины в качестве инструментального средства создания результата работы – файла данных. В качестве среды оповещения в СКУ БК используется электронная почта. В качестве бонуса сохраняется мобильность студентов по отношению к месту выполнения задания (ВУЗ, базовое предприятие, в лаборатории, дома).
Дополнительным «бонусом» применения Redmine является возможность беспристрастной оценки текущего состояния работы студента. В системе применяется бальная оценка выполненных работ и штрафов за срыв сроков их выполнения. Сам студент, и его преподаватели оперативно отслеживают текущее состояние, что позволяет своевременно принять корректирующие воздействия, не дожидаясь окончания семестра, когда времени уже не остается.
- Синицын С.В., Порешин П.П., Попов Б.Н. Сыров А.С. Схема: Базовая кафедра – Базовое предприятие. Опыт МАИ (НИУ). Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Двенадцатой открытой Всероссийской конференции (15 – 16 мая 2014 г.) – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014, стр. 192-194.
- ГОСТ Р 51904-2002. Программное обеспечение встроенных систем. Общие требования к разработке и документированию. – М.: Госстандарт России, 2002.
- Попов Б.Н., Порешин П.П., Синицын С.В. и др.: Инструментальный подход к информационной поддержке учебного процесса на базовой кафедре: Перспективы науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2014г.: в 8 частях. Часть VII. М.: «АР-Консалт», 2015 г. стр.12 – 24.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | базовая кафедра, IT-образование, учебный план, конфигурационное управление, встроенное программное обеспечение, системы управления космических аппаратов |