Об актуальности использования электронных курсов при обучении информатике.
Сегодня мы не можем представить свою жизнь без информационных технологий. В современном мире IT-технологии везде: обучение и образование, товары и услуги, общение и коммуникации, - все это мы получаем посредством ИТ.
Основой создания и использования IT-технологий, одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации, являются многие базовые положения информатики. Информатика имеет большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Какова же цель изучения информатики? Каким компетенциям мы хотим научить? Чему и как учить детей, которые растут среди быстро развивающихся технологий, за которыми мы, преподаватели, не всегда успеваем?
Не акцентируя внимания на ФГОСах, ЗУНах и компетенциях, остановимся на вопросе «как учить?», выделив средства и методики обучения. В частности, обратимся к обучению информатике посредством электронных курсов.
Электронный курс (ЭК) – это не методика. ЭК – это средство реализации методики, это универсальное средство для обучения по определенной, зачастую уникальной, авторской, методике.
Применение электронных курсов в дистанционном обучении давно себя зарекомендовало и, безусловно, является передовой технологией дистанционного образования и дистанционного обучения. Но что может дать применение электронных курсов в традиционном очном обучении?
Во-первых, использование ЭК дает возможность актуализировать информацию, в том числе и в процессе обучения. Ведь изменить ЭК намного проще, чем переиздать учебное пособие.
Во-вторых, ЭК открывает новые возможности в визуализации учебного материала посредством использования фото-, видео-, аудио- материалов и интерактивной анимации. А также способствует переходу от пассивной формы обучения к активной.
В-третьих, ЭК – это большой шаг на пути персонализации и индивидуализации процесса обучения. Применяя ЭК в очном обучении, мы даем возможность каждому ученику усваивать информацию в своем темпе: повторить материал прошлых занятий или, не дожидаясь всех, перейти к изучению следующей темы или выполнению более сложных заданий. При этом все ученики находятся в классе, что позволяет лучше сосредоточиться на изучении материала, кроме того, они могут в любой момент обратиться к преподавателю.
В-четвертых, это доступность ЭК при необходимости индивидуального домашнего обучения, например, ввиду невозможности посещения учебного заведения по болезни, при этом ученик может осваивать программу, не отставая от класса.
Электронный курс может включать в себя и учебное пособие, и методические рекомендации к выполнению практических заданий, и систему проверки знаний (тестирования). ЭК может хранить данные выполненных работ, что дает возможность в любой момент проверить как саму работу и сроки ее выполнения, так и справедливость оценки преподавателя, что сводит к минимуму конфликтные ситуации между учебным заведением и неудовлетворенным оценкой учеником.
Более того, применение электронных курсов при изучении информатики исключает справедливый вопрос учеников о том, почему, изучая информационные технологии, в процессе обучения им приходится обходиться без применения информационных технологий или «Зачем что-то учить, если это нельзя применять здесь и сейчас?». Таким образом, применение электронных курсов способствует развитию комфортной образовательной среды, - и это в-пятых.
Модернизация и компьютеризация школ – это замечательные и необходимые тенденции современного образования, но для чего все это нужно без информатизации процесса обучения?
И начинать информатизацию логичнее всего именно с обучения информатике.
Ведь всем известно, что лучше один раз увидеть, чем один раз услышать и лучше один раз потрогать, почувствовать, чем один раз увидеть.
Таким образом, использование электронных курсов при изучении информатики дает то самое «тактильное» ощущение технологий.
- Левицкова Л.А. Изучение информатики в условиях ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: http://krivaksin.ru/izuchenie-informatiki-v-usloviyah-fgos/ (дата обращения: 18.03.2015).
- Изместьев Д.В. Персональное обучение — инновационная технология в организации образовательного процесса. /Д.В. Изместьев //Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Десятой открытой Всероссийской конференции (16–18 мая 2012 года). — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. - С. 17-20.
- Соловьева Л.Ф. Современные учебники, Интернет-уроки и другие средства обучения: вопросы создания и применения. /Л.Ф.Соловьева //Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Десятой открытой Всероссийской конференции (16–18 мая 2012 года). — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. - С. 74-76.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |