Реализация модели перевернутого обучения в вузе с помощью СДО Moodle
Практически неизвестная несколько лет назад, модель перевернутого обучения (Flipped Learning) вызывает в настоящее время большой интерес среди преподавателей высших учебных заведений. В этой модели теоретической материал вынесен на самостоятельное изучение, как правило, в дистанционную часть курса. Аудиторные занятия используются для обсуждения вопросов, групповой работы, решения задач. Построенный таким образом образовательный процесс обеспечивает переход от традиционного образования к личностно-ориентированному, направленному на развитие собственной активности каждого студента.
Модель перевернутого обучения оптимальна для вузов по целому ряду причин. В условиях дефицита аудиторных часов и постоянно возрастающей доли часов на самостоятельную работу, только эффективная организация внеаудиторной учебной деятельности студентов может обеспечить стабильное качество образовательных результатов. Когда студенты получают лекции за пределами аудитории, они могут использовать аудиторные часы более эффективно, разбиваясь на небольшие дискуссионные группы или участвуя в разнообразных видах проектно-исследовательской деятельности.
Обсуждение и дополнение самостоятельно изученного теоретического материала лекционных занятий представляет возможности для развития особо востребованных в настоящее время компетентностей студентов: критическое мышление, умение работать в команде, аргументированное выражение своей точки зрения, умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем.
В качестве платформы для дистанционной поддержки образовательного процесса в большинстве вузов используется LMS Moodle. По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами дистанционного обучения, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.
Структура дистанционного курса, реализующего модель перевернутого обучения, на наш взгляд, будет выглядеть следующим образом:
- учебная программа курса;
- краткое описание курса (вводная лекция);
- лекции в формате, заданном LMS Moodle;
- видеоматериалы по темам курса;
- ссылки на источники литературы из ЭБС;
- обучающие тесты по темам курса («Проверьте себя») с комментариями результатов ответов;
- учебные форумы;
- семинары в формате, заданном LMS Moodle;
- материалы контрольных (лабораторных, практических) работ и методические рекомендации к их выполнению;
- задания в формате, заданном LMS Moodle;
- глоссарий.
Организованное таким образом изучение курса делает его более результативным для студентов с разным уровнем подготовки. Дистанционная поддержка образовательного процесса меняет место студента в ходе его профессионального становления. В центре внимания оказывается самостоятельная работа студента по самообучению, саморазвитию и продуктивной самореализации.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | e-learning, дистанционное образование, перевернутое обучение, качество образования |