ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА РАЗРАБОТКЕ АНИМАЦИОННЫХ ВИДЕОРОЛИКОВ
В соответствии с ФГОС нового поколения будущий педагог должен обладать «способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2)»[1].
В условиях информатизации образования особое внимание уделяется организации не просто среды обучения, а виртуальной образовательной среды и разработке форм и методов обучения в такой среде.
Под виртуальной образовательной средой будем понимать информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, созданное средствами ИКТ, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды.
Обязательными составляющими ВОС будем считать:
- средства взаимодействия участников виртуального коллектива (студентов и преподавателей);
- инструментарий для создания нового знания, доступного для других участников коллектива;
- место сбора и хранения информации, с возможностью систематизации, обработки, извлечения и применения полученных знаний на практике;
- механизм персонального и совместного планирования времени, включающий возможность контроля над выполнением зачетных единиц в процессе обучения.
К сожалению, технологии создания ВОС имеют ряд недостатков. Часто у разработчиков отсутствует представление о пользователях, об особенностях их восприятия. Кроме того, возможен конфликт между потребностями участников образовательного процесса и приоритетами разработки. Крайне редко учитываются специфика предметного содержания и особенности учебной деятельности студентов.
Трудно подобрать виртуальный сервис, полностью соответствующий потребностям образовательного процесса при решении конкретных учебных задач. Поэтому наиболее удачным можно считать вариант комбинации различных облачных сервисов в одну ВОС. Один из таких вариантов комбинации при обучении мультимедиа-технологиям будущих учителей физики с дополнительной специальностью «Информатика» был разработан и апробирован в педагогическом университете в рамках дисциплины «Компьютерные сети, интернет и мультимедиа-технологии». Преподавание раздела данного курса - создание анимационных видеороликов учебного назначения с помощью облачных технологий - было реализовано в несколько этапов с использованием определенных облачных сервисов:
-
Создание учебной группы в социальной сети Мой Мир (Mail.ru Group).
-
Знакомство с облачным сервисом Powtoon (Powtoon.com), разработка ролика по шаблону среды.
-
Подбор, размещение в виртуальной среде учебной группы Мой Мир (Mail.ru Group), просмотр рекламных и обучающих видеороликов, существующих в сети Интернет.
-
Голосование и выбор лучших роликов в качестве образцов для создания анимационных видеороликов членами группы Мой Мир (Mail.ru Group).
-
Анализ выбранных роликов и использование средств облачного сервиса ConceptBoard (ConceptBoard.com) для формулирования критериев оценки анимационных видеороликов учебного назначения.
-
Конструирование видеороликов в среде Powtoon (Powtoon.com) в соответствии с выбранными критериями оценки, с последующим их размещением в учебной группе Мой Мир (Mail.ru Group).
-
Взаимное рецензирование роликов в комментариях среды Мой Мир (Mail.ru Group).
-
Взаимное оценивание итоговых работ студентов средствами виртуальной среды Google Docs (инструмент Google Таблицы).
Предложенный вариант комбинации различных облачных сервисов в одну ВОС соответствует требованиям ФГОС нового поколения подготовки будущих учителей, способствует развитию творческих способностей обучаемых.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) от 21 ноября 2014 г. № 1505/ URL: http://cdnimg.rg.ru/pril/107/89/46/35263.pdf
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Виртуальная образовательная среда, облачные сервисы, облачные технологии |