ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА РАЗРАБОТКЕ АНИМАЦИОННЫХ ВИДЕОРОЛИКОВ



Авторы: Минина Елена Евгеньевна 1, кандидат педагогических наук
Минина Анна Михайловна
1 ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет"
Рассмотрены требования к формированию виртуальной образовательной среды, выявлены основные этапы обучения разработке видеороликов с помощью облачных сервисов

В соответствии с ФГОС нового поколения будущий педагог должен обладать «способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2)»[1].  

В условиях информатизации образования особое внимание уделяется организации не просто среды обучения, а виртуальной образовательной среды и разработке форм и методов обучения в такой среде.

Под виртуальной образовательной средой будем понимать  информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, созданное средствами ИКТ, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды.

Обязательными составляющими ВОС будем считать:

- средства взаимодействия участников виртуального коллектива (студентов и преподавателей);

- инструментарий для создания нового знания, доступного для других участников коллектива;

- место сбора и хранения информации, с возможностью систематизации,  обработки, извлечения и применения полученных знаний на практике;

- механизм персонального и совместного планирования времени, включающий возможность контроля над выполнением зачетных единиц в процессе обучения.

К сожалению, технологии создания ВОС имеют ряд недостатков. Часто у разработчиков отсутствует представление о пользователях, об особенностях их восприятия. Кроме того, возможен конфликт между потребностями участников образовательного процесса и приоритетами разработки. Крайне редко учитываются специфика предметного содержания и особенности учебной деятельности студентов.

Трудно подобрать виртуальный сервис, полностью соответствующий потребностям образовательного процесса при решении конкретных учебных задач. Поэтому наиболее удачным можно считать вариант комбинации различных облачных сервисов в одну ВОС. Один из таких вариантов комбинации при обучении мультимедиа-технологиям будущих учителей физики с дополнительной специальностью  «Информатика» был разработан и апробирован в педагогическом университете в рамках дисциплины «Компьютерные сети, интернет и мультимедиа-технологии».  Преподавание раздела данного курса - создание анимационных видеороликов учебного назначения с помощью облачных технологий - было реализовано в несколько этапов с использованием определенных облачных сервисов:

  1. Создание учебной группы в социальной сети Мой Мир (Mail.ru Group).

  2. Знакомство с облачным сервисом Powtoon (Powtoon.com), разработка ролика по шаблону среды.

  3. Подбор, размещение в виртуальной среде учебной группы Мой Мир (Mail.ru Group), просмотр рекламных и обучающих видеороликов, существующих в сети Интернет.

  4. Голосование и выбор лучших роликов в качестве образцов для создания анимационных видеороликов членами группы Мой Мир (Mail.ru Group).  

  5. Анализ выбранных роликов и использование средств облачного сервиса ConceptBoard (ConceptBoard.com) для формулирования критериев оценки анимационных видеороликов учебного назначения.

  6. Конструирование видеороликов в среде Powtoon (Powtoon.com) в соответствии с выбранными критериями оценки, с последующим их размещением в учебной группе Мой Мир (Mail.ru Group).

  7. Взаимное рецензирование роликов в комментариях среды  Мой Мир (Mail.ru Group).

  8. Взаимное оценивание итоговых работ студентов средствами виртуальной среды Google Docs (инструмент Google Таблицы).

Предложенный вариант комбинации различных облачных сервисов в одну ВОС соответствует требованиям ФГОС нового поколения подготовки будущих учителей, способствует развитию творческих способностей обучаемых.

Список использованных источников
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) от 21 ноября 2014 г. № 1505/ URL: http://cdnimg.rg.ru/pril/107/89/46/35263.pdf
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Виртуальная образовательная среда, облачные сервисы, облачные технологии