МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
В XXI в. образование становится по-настоящему общедоступным. Ключевым направлением образовательных реформ в наиболее развитых странах стал e-learning [3].
Дистанционное обучение (ДО) значительно расширяет образовательные возможности, однако в России оно развивается уже более 20 лет, и этот процесс до настоящего времени так и не привел к массовому и устойчивому внедрению [1]. Основной проблемой является качество полученного образования. Поэтому разработка методических аспектов применения именно этой формы обучения является важным практико-ориентированным направлением научно-методических исследований.
Ключевым вопросом организации ДО является налаживание эффективной систематической обратной связи со стороны квалифицированного преподавателя, а успешность в большей мере зависят от эффективной организации и методического качества используемых материалов [2].
Процесс обучения программированию включает в себя два взаимосвязанных этапа: этап обучения кодированию на языке программирования и этап обучения программированию как методологии реализации алгоритмов для обработки определенных структур данных.
Применение персонифицированного подхода содействует сглаживанию этих противоречий, что может улучшить степень учебных достижений обучающихся. Наиболее эффективной формой для реализации такого подхода является организация ДО, в ходе которого преподавателем создаются проблемные ситуации на всех этапах обучения. Решение таких ситуаций или их поиск оценивается как персональный результат, а персональная траектория является главным критерием для оценки его учебных достижений.
Структура учебного курса на основе предлагаемой методики:
Организационный блок предназначен для формирования единой программно-технологической среды.
Организационный блок позволяет достигнуть следующих дидактических целей:
· создание условий и правил для обмена информацией в период обучения;
· выравнивание уровня базовых ИКТ-компетенций обучаемых;
· формирование первоначального опыта общения с преподавателем в условиях дистанционной формы обучения.
Блок учебных модулей предназначен для организации учебно-познавательной деятельности. Учебная задача формулируется как задание на модификацию ранее предложенного текста программы. Способ модификации не фиксирован. Результатом решения должна быть работающая программа, которая выполняется на тестовом примере.
Назначение контрольного блока позволяет оценить персональные достижения обучающихся, предъявляя им для решения синтетические задачи или нестандартные задачи олимпиадного характера.
На основе указанных аспектов построена методическая система ДО программированию, которая была успешно апробирована в ходе реализации факультатива «Решение задач олимпиад по программированию с использованием стандартной библиотеки шаблонов (STL) C++» в виде дистанционного учебного курса.
- Лапчик М.П. Куда и как идет дистанционное образование в России / Информатизация образования: теория и практика. Международная научно-практическая конференция. – Омск: ОмГПУ, 2014. - 328 с.
- Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
- Смолин О.Н. Электронное обучение: борьба с государством за государственные интересы? / Информатизация образования: теория и практика. Международная научно-практическая конференция. – Омск: ОмГПУ, 2014. - 328 с.
Тип выступления | Стендовый доклад |