Об опыте препоадавания курса "Робототехника" в первом классе средней общеобразовательной школы



Автор: Камалов Ренат Рифович, кандидат педагогических наук, доцент
Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко
Преподавание робототехники в начальной школе с использованием платформы Lego MineStorm EV3 возможно в контексте формирования универсальных учебных умений обучающихся, сформулированных в основной образовательной программе начального общего образования. Сориентировав свою работу на изучение основных физических понятий мы формировали познавательные, коммуникативные и регулятивные умения .
Преподавание робототехники сегодня стало достаточно "модным" занятием. Дети с удовольствием приходят, собирают роботов, участвуют в соревнованиях. Однако все это касается только учащихся старшего школьного возраста. Младшая школа остается сегодня обделенной в этом вопросе. Мы апробировали использование платформы LegoMineStorm EV3 с учащимися первого класса лингвистической гимназии города Глазова, Удмуртской Республики. В работе предлагается обобщение этого опыта. Основная задача, стоящая перед нами, была сформулирована следующим образом: Возможно ли доступно и системно при помощи инструментов робототехники рассказать детям о физических понятиях.

Преподавание в начальной школе происходит на основе Федеральных государственных образовтаельных стандартов, которые четко регламентируют формирование универсальных учебных действий (УУД). Естественно, УУД формируются на всех предметах основной образовтаельной программы начального общего образования. Предлагаемая нами технология изучения робототехники направлена на коррекцию универсальных учебных действий в ходе проведения занятий. При этом мы интерпретировали компоненты этихдействий. Познавательные УУД: умение определять понятия из физики, математики и информатики; умение читать и составлять схемы. Коммуникативные УУД:  умение работать в команде;  признание различных мнений;  сотрудничество при выполнении проектов. Регулятивные УУД: умение оценить достижение задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения цели. Каждый урок мы анализировали с точки зрения формирования УУД.  

Пример анализа урока представлен в таблице №1. 

Таблица №1.

Анализ урока робототехники в 1 классе 

Критерий
Выполнен ли критерий по ходу урока, почему?
1.            Познавательные УУД
1 балл
1.1.         Определены понятия
Закон рычага
1.2.         Использовались ли схемы
нет
1.3.         Созданы задачи для смыслового чтения
нет
2.            Коммуникативные УУД
 
2.1.         Осуществлялось ли сотрудничество
Создание моста (1 балла)
2.2.         Разрешение конфликтных ситуаций
1 конфликтная ситуация осталась не решенная. Так как ребенок выполнял работу не по заданию. Не смог выполнить задуманное. Расстроился.
2.3.         Сопереживание результатов деятельности
 
3.            Регулятивные УУД
4 балла
3.1.         Самостоятельно определили цели
 
3.2.         Осуществлялось ли планирование деятельности
да 1 балл при проведении взвешивания
3.3.         Осуществляли ли коррекцию своих действий в зависимости от плана
да 1 балл при создании моста
3.4.          Правильно ли оценили выполненную задачу
да 1 балл
3.5.         Осуществили ли самоконтроль
1 балл

Проанализировав универсальные учебные действия, которые сформированы в рамках урока. Мы корректировали и планировали следующий урок, именно с позиций формирования недостающих  УУД. 

Самым сложным в рамках предлогаемого курса является формирование умений рассказывать о проделанной работе. 

 

Список использованных источников
  1. Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. - М.: Бином, 2015 - 120 с.
  2. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику. - М.: Бином, 2015 - 288 с.
  3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - Спб.: Наука, 2013. - 319 с.
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Начальное общее
Ключевые слова  Роботехника, Универсальные учебные действия, начальная школа