IT-технологии в образовании на современном этапе
Одним из основных условий реализации стратегических целей модернизации российского образования на практике является решение фундаментальной задачи подготовки и переподготовки учителей. Образование стоит перед острой проблемой соответствия требований современного общества и возможностей современных университетов.
С одной стороны, очевидно стремительное и повсеместное усложнение всех аспектов профессиональной деятельности, острая потребность в овладении все большим объемом разноплановых знаний. Огромное количество информации, которую современному человеку необходимо уметь анализировать, интерпретировать и адекватно реагировать актуализировало необходимость компетентностного образования. С другой стороны, ограниченные возможности человеческого мозга, низкая производительность труда студентов в сочетании с традиционным (экстенсивным) образованием приводят к наращиванию продолжительности обучения.
Выход из положения заключается в переходе к таким методам обучения, при которых указанная задача (увеличение объема приобретаемых знаний) решается не за счет увеличения трудозатрат и времени обучения, а за счет кардинального улучшения качества образовательного процесса.
Современные информационные технологии позволяют сократить время на передачу информации от преподавателя к студенту, адаптировать учебные материалы и сделать их пригодными для самостоятельного интерактивного изучения.
В настоящее время программно-аппаратное обеспечение компьютера позволяет создавать электронные дидактические средства, основанные на мультимедиа представлении материала. Благодаря комплексному воздействию на учащихся, они дают наиболее полное представление учебной информации, а также облегчают осуществление обратной связи между преподавателем и учащимися.
Изначально электронные учебные пособия предназначались для дистанционного образования. Однако опыт их разработки и применения показывает, что такие пособия могут использоваться не только в локальных и глобальных сетях, но и при очном образовании, как составная часть учебно-методического комплекса по дисциплине.
Электронные учебные пособия необходимы, прежде всего, для организации самостоятельной работы учащихся, потому что они [1]
· облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала;
· освобождают от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров провести обобщающий анализ;
· предоставляют возможности для самопроверки на всех этапах работы;
· выполняют роль наставника, обеспечивая разъяснения, повторения, подсказки.
Электронные учебные пособия удобны для преподавателяпотому, что они [1]
· позволяют выносить на лекции и практические занятия наиболее существенные понятия курса, расширяя объем самостоятельной работы студентов;
· освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
· позволяют индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Электронные учебные материалы должны максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
- Цветков Ю.Б. Технология разработки электронных учебных пособий. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – 20 С.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | IT-технологии, мультимедийные технологии, компетентностное образование, электронные учебные пособия. |