Олимпиады по исторической информатике как средство мотивации студентов-историков к изучению ИТ
Историческая информатика – направление исторической науки, которое занимается изучением теоретических и прикладных вопросов применения информационных технологий в исторических исследованиях и образовании. Историческая информатика в той или иной степени включена в учебные планы подготовки историков, кроме того несколько российских вузов ведут подготовку бакалавров и магистров истории по исторической информатике.
В последние годы заметное место в профессиональной подготовке историков в области информатики занимают олимпиады. Первую межвузовскую олимпиаду по исторической информатике исторический факультет МГУ и Ассоциация «История и компьютер» провели в 2009 году. С тех пор олимпиады стали ежегодными, растет количество участников, расширяется география. В 2015 года состоялась уже Седьмая межвузовская олимпиада по исторической информатике.
В Пермском университете (ПГНИУ) – одном из научных и учебных центров исторической информатики в России, начиная с 2010 года, историко-политологический факультет проводит вузовскую открытую олимпиаду по исторической информатике, которая одновременно является отборочным этапом для межвузовской олимпиады в МГУ. Накоплен определенный опыт и сформирована модель проведения вузовского этапа, которая по некоторым параметрам отличается от межвузовского.
Основные задачи олимпиады – популяризация исторической информатики, повышение интереса и мотивации студентов гуманитарных направлений к использованию информационных технологий в исследовательской и учебной деятельности, повышение уровня ИТ-компетенций.
В программу олимпиады входят задания по истории внедрения ИТ в гуманитарные исследования, проектированию историко-ориентированной информационной системы, запросам к СУБД Access на примере исторической базы данных, работе в Excel с историческими статистическими данными, профессионально-ориентированному поиску в Интернете.
Круг участников принципиально не ограничивается только студентами-историками, в олимпиаде принимают участие студенты и других гуманитарных направлений. Сегодня, когда активно развивается digital humanities,и историческая информатика может рассматриваться как ее составная часть, направления имеют пересекающийся предмет изучения и непротиворечивые друг другу методы.
Потенциальное участие студентов разных курсов и направлений подготовки накладывает особенности на содержание олимпиадных заданий. Они должны быть понятны и с точки зрения исторической проблематики, и технологически не выходить за пределы программного обеспечения общего назначения.
Для повышения мотивации студентов-гуманитариев к овладению ИТ служит не только сама олимпиада, но и период подготовки к ней. После анонсирования мероприятия на сайтах и в специальной группе ВКонтакте выкладываются и разбираются примеры заданий, публикуется рекомендуемая литература и т.п. В активный подготовительный период количество уникальных пользователей, просматривающих сообщения группы, составляет 100-150 человек, что представляется хорошим результатом вовлечения студентов.
Из победителей вузовского этапа формируется команда из 3-4 студентов для участия в межвузовской олимпиаде в МГУ. Эти студенты проходят интенсивную подготовку по исторической информатике и в дальнейшем показывают отличные результаты. Ежегодно студенты Пермского университета занимают призовые места в МГУ в личном и командном первенстве, что подтверждает эффективность разработанной модели проведения олимпиады в ПГНИУ.
Об эффективности олимпиады свидетельствует и то, что ее участники и особенно призеры в дальнейшем выполняют курсовые и дипломные работы по истории с активным использованием методов исторической информатики, выбирают это направление в качестве профиля подготовки.
- Корниенко С.И., Гагарина Д.А. Историческая информатика в Пермском национальном исследовательском университете: образовательная модель // Историческая информатика. 2013. № 3. С. 58-67.
- Корниенко С.И., Гагарина Д.А. Специализация по исторической информатике в Пермском государственном университете: становление, состояние, проблемы и перспективы // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". 2012. № 39. С. 110-120.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Историческая информатика, олимпиада, информационные технологии, мотивация, историческое образование |