Комплексное развитие научно-технического потенциала как условие формирования профессионального определения учащихся.
Задача развития общества, отличительной чертой которого является повсеместное и высокоэффективное использование научных знаний в качестве основной созидательной силы, основы его стратегических ресурсов, важнейшего фактора прогресса требует формирования производственника нового типа, основу действий которого определяли бы высокое профессиональное мастерство, быстрая ориентация в информационных потоках, открытость инновационным идеям, способность к изобретательству.
Усвоение основ творческого труда в раннем школьном и подростковом возрасте определяет социальную активность развивающейся личности, а это впоследствии приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда. Наилучшие возможности будут иметь в дальнейшем профессионалы, обладающие умением анализировать свойства технических объектов, перспективы развития техники, совершенствовать аппаратуру. Поэтому в школьном возрасте необходимо изучение основ различных технических направлений: автоматики, электротехники, радиотехники, электроники и микропроцессорной техники.
Ориентируясь на приоритеты перспективного развития личности (в том числе и детей с ограниченными физическими возможностями), формирования интереса к науке, технике, образованию в процессе организации занятий по основам электроники и электротехники совместно со школьниками мы решаем образовательные и развивающие задачи. В быту и на производстве успешным и независимым может стать тот человек, кто в процессе образования и развития освоил парадигму "3-Э": электротехника, электроника, элементы математической логики (ЭМЛ).
Исследовательская и изобретательская практика в процессе получения основ знаний физики способствует развитию научного мышления учащихся, познанию законов природы, позволяет развивать конструкторское воображение школьников, что обеспечивает освоение Модуля «Основы электротехники».
Современный ребенок постоянно взаимодействует с научным знанием, которое приобрело вещественные формы, в ситуациях, когда приходится планировать свои действия, ориентируясь на методы науки. Следовательно, в целях реализации задач развития технического творчества считаю необходимым освоение со школьниками основных элементов алгебры логики. Логический элемент компьютера – это часть электронной логической схемы, которая реализует элементарную логическую функцию. Именно исследование этих взаимозависимостей определяет работа в рамках Модуля «ЭМЛ».
Существенно необходимым для развития личности ребенка является усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой . В дальнейшей профессиональной деятельности именно это определит понимание необходимости повсеместного внедрения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий в процесс производства.
Важную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность школьников, проходящая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют физические объекты с целью выявить их существенные взаимосвязи.
Разработанные и апробированные методики Модуля «Электроника. Схемотехника» позволяют систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об электричестве в окружающем мире, в природе и на службе человеку, а также дать возможность школьникам через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».
Именно с раннего школьного возраста, по нашему убеждению, должно начинаться формирование профессионала с освоенными компетенциями, позитивной самореализацией себя в современном мире.
- Дятлов А.А. Статья «Парадигма «3-Э» как условие развития научно-технического творчества школьников », материалы XXV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 25 – 26 июня 2014 г., Троицк – Москва, г. Троицк, 2014. – 640 с.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Основное общее |