Расчетные мультики - пропедевтика программирования



НОУ ЦППР "Эмпатия"
Разработка Алгоритма – первая и неотъемлемая часть создания любой компьютерной программы. Поэтому важно именно на этапе дошкольного обучения закрепить в ребенке ощущение необходимости Алгоритма, умение следовать заданному Алгоритму и желание создавать собственные Алгоритмы (пусть поначалу посредством модификации заданного). Расчетные мультики – один из типов мультипликации, с наличием четко заданного алгоритма, которому должен следовать ребенок.
Хотеть недостаточно, надо действовать И.В.Гете

Приглашаю заинтересованных детей в "Компьюцыпик" (компьютерная школа для малышей от 5 лет), чтобы научиться делать мультики.

Сейчас существует много отдельных программ и сервисов в сети Интернет для создания мультиков. А мы выбираем Power Point. Почему?

  1. откровенно слабовата техника в компьютерном классе и медленный Интернет
  2. дома малышей не особо подпускают к компьютерам, что-то устанавливать специально не будут
  3. MicrosoftOffice есть в каждом доме

Каждый год меняю последовательность изучения тем и прихожу к выводу, что первый интуитивный эксперимент был самым удачным.

Мы с ребятами составили свою классификацию мультиков и начинаем, как правило с расчетных [1]. Что нужно для удачного старта? Умение передвигать объект, поворачивать и изменять пропорционально его размеры. И вот на четвертом занятии к нам приходит Его Величество Мультик собственной персоной. Заранее подобран фон и собраны на первом слайде герои. Остается только "оживление" персонажа. Это и является самым главным! Поскольку из названий видно, что школа у нас "цыплячья", то и оживляем мы впервые достаточно символичный процесс: появление цыпленка из яичка на свет божий.

Ставится задача постепенного изменения объекта на слайде на "чуть-чуть" и минимальное количество слайдов к концу урока -18. Результаты, естественно, разные. И первый простейший алгоритм, которым пользуются малыши:

  • скопировать слайд
  • вставить
  • изменить положение объектов (верхней части скорлупы и цыпленка)

Очень хорошо, что ребята не все воспринимают "на веру", некоторые "хитрят" и, скопировав первый слайд, вставляют сразу все 18! Убеждаемся, что в этом случае сложно все предусмотреть и считать приходится больше! И начинаем "исправлять" ошибки. С одной стороны, при этом учимся отлаживать программу, а с другой понимаем, что лучше работать по заданному алгоритму.

Здесь же закладывается шаг итерации, не озвучивая столь сложных терминов. Просто у тех малышей, которые поторопились или поленились сделать заданное число слайдов, цыпленок двигается рывками, не "как настоящий".

Оживление происходит в групповом варианте. Под диктовку настраиваем смену слайдов и непрерывность. И вот он, момент истины! А мы еще и родителей просим заглянуть в класс на последние 10 минут. Гордые малыши демонстрируют свои мультики, а родители восхищенно ахают. Для них это и чудо, и событие.

Постепенно расширяется" зона ответственности" ребят. Они выбирают фон и героев из нескольких, сами настраивают непрерывность и автоматику. Добавляем рисование примитивов и группировку, чтобы объект двигался синхронно. В следующем проекте "вьюги-метели" для одних и тех же объектов рассчитываем разные алгоритмы движения.

Во втором полугодии начинаем с "простенького" мультика "солнышко моргает". Но начинаем не с заготовки, а "с чистого листа". Сами находим картинки, сами вставляем, сами сохраняем. Несмотря на то, что изучаем и пользовательский путь и "наведенную" анимацию, расчетные мультики остаются самыми любимыми [2]!  И в конкурсных работах, где не оговаривается тип анимации, частенько выбирают их.

Дети взрослеют и вместе с ними взрослеют их работы. Те самые первые малыши занимаются уже четвертый год. Совершенно не вызвали затруднения триггеры, так как все закономерно вытекает из наших самых первых расчетных мультиков. С работами детей можно ознакомиться на сайте tropa96.ru, где они выложены в свободном доступе.

И так же легко и логично восприняли ребята теорию по типам алгоритмических задач. Записали (уже по 8 лет - второклассники!), обсудили и сделали обучающие мультики для дошколят "продолжи цепочку".

Как результат– готовность детей к безболезненному переходу от работы по заданному алгоритму с его модификацией в необходимых случаях к составлению СОБСТВЕННОГО алгоритма и программы для решения аналогичной задачи, например, в SCRATCH.

Список использованных источников
  1. Гурская Н.В., Первин Ю.А. ТРОПА: Мультэкперимент // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, издательство ЯГПУ, 2013. - №4. – Том III (Естественные науки). - с. 103-110
  2. Гурская Н.В. ТРОПА: Рядом или вместе? // Труды Большого московского семинара по методике раннего обучения информатике. – Том 4, Часть II. – М.: Издательство РГСУ, 2015. – с. 57-79
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Дошкольное
Ключевые слова  алгоритм, презентация, мультфильм, дошкольное образование