Фестивали компьютерной графики как форма профессионального развития школьников и студентов в области информационных технологий
Компьютерная графика является одним из ведущих направлений информационных технологий с широким спектром профессиональных задач. Некоторые из этих задач, такие как создание мультфильмов, игр, очень интересуют школьников, а другие, к которым относятся, например, задачи визуализации, геометрического моделирования сложных поверхностей, оптимизация и эффективность вычислений, могут привлечь внимание специалистов самых разных направлений. Поэтому в конкурсных и зрелищных мероприятиях, связанных с компьютерной графикой, обычно участвует самая широкая аудитория с совершенно разными интересами и разным уровнем подготовки. Довольно часто подобные мероприятия построены таким образом, чтобы разделить участников на группы по интересам (секции, номинации и пр.), при этом коммуникации организуются преимущественно в рамках указанных групп.
В настоящей работе предлагается рассмотреть фестивали компьютерной графики как форму внеклассной работы, которая за счет организации общего коммуникационного пространства может не только сформировать у школьников и студентов мотивы изучения информационных технологий, но и сориентировать их на решение профессиональных задач.
Эффективность указанной формы была проверена в ходе проведения регулярных открытых региональных фестивалей “Компьютер и творчество” (официальный сайт http://fkot.spb.ru/), которые, начиная с 1999 года, организуются Детско-юношеским компьютерным центром Университета ИТМО [1].
Фестиваль, как достаточно свободная форма организации массовых мероприятий, может в том или ином соотношении сочетать в себе такие качества, как зрелищность и познавательность. В то же время он дает возможность поиска таких организационных форм и структур, которые позволяют:
- школьникам познакомиться с современными технологиями компьютерной графики и высшими учебными заведениями, ведущими подготовку в этом направлении;
- студентам увидеть круг профессиональных задач компьютерной графики;
- преподавателям ориентироваться на передовые методики обучения;
- работодателям привлечь внимание студентов и школьников к своим организациям.
Для решения этих задач программа фестивалей “Компьютер и творчество” строится на основе таких мероприятий, как:
- творческие конкурсы;
- графический перфоманс;
- мастер-классы по 2D, 3D графике;
- видео-инсталляции;
- знакомство с виртуальной реальностью;
- компьютерный видео-театр;
- методический семинар для преподавателей.
В работе и организации фестиваля принимали участие компании, работающие в области компьютерной графики: учебный центр “Render.ru”, студии “Soliday”, “Prixel”, "Дар" и др., представители которых проводили мастер классы, демонстрируя возможности современных графических технологий.
Основным мероприятием фестиваля был, безусловно, творческий конкурс, который проводился в очной и заочной формах по номинациям, связанным с иллюстративной графикой, 2D и 3D мультипликацией, графическими интерактивными приложениями. Среди участников фестиваля наибольшей популярностью пользовалась номинация “2D-анимация”.
Участникам предлагались конкурсные задания общей творческой направленности, затрагивающие такие области применения компьютерных графических технологий, как реклама, искусство, обучение, проектирование и компьютерные игры. Для оценки результатов использовались критерии: оригинальность, выразительность и сложность.
Несмотря на преимущественно региональную локализацию, определенная часть работ (около 25%) регулярно присылалась для участия в заочном творческом конкурсе из различных городов России (Иркутск, Краснодар, Екатеринбург, Абакан, Улан-Удэ и др.).
Учитывая разработанную концепцию, накопленный опыт, а также стремительное развитие Интернет-технологий, в будущем планируется разработка сетевого варианта фестивалей “Компьютер и творчество”.
- Lokalov V.A. Children's computer club as an example of non-formal educational system in the field of informatics // Journal of International Scientific Publication: Educational Alternatives. - 2014. - Vol. 12. - P. 27-37.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Дополнительное образование детей |
Ключевые слова | творчество, развитие способностей, компьютерная графика, внешкольная работа, конкурс, профессиональное развитие |