Роль сетевых проектов в процессе формирования мотивации к изучению информационных технологий.



Авторы: Соловьева Юлия Александровна 1, кандидат технических наук, доцент
Корнева Анна Валерьевна 2, к.т.н., доцент
1 ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный индустриальный университет", 2 ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный индустриальный университет", кафедра информатики
Статья посвящена вопросам использования метода сетевых проектов для формирования мотивации к изучению информационных технологий, созданию условий сетевого взаимодействия учащихся, активизация познавательной деятельности, развитие навыков проектной и учебно-исследовательской работы, получение опыта творческого взаимодействия и сотрудничества.
Статья посвящена вопросам использования метода сетевых проектов как инструмента для формирования мотивации учащихся общеобразовательных организаций к изучению информационных технологий и овладения информационно-коммцуникационными компетенциями.

Мотивацияопределяется как важный компонентучебнойдеятельности, реализацией и посредством которого обеспечиваютсяусловия, необходимые для решения ряда профессиональных задач: активизацияучебнойдеятельности и развитие творческого потенциала молодежи. Важнымиусловиямидляформирования учебной мотивацииучащихся являются: определение целейучебнойдеятельности; отбор и конструирование средствформирования учебной мотивации, способствующих активизацииучебнойдеятельности школьника; анализ процесса и результатов [1]. Одним из средств достижения этих задач является использование метода сетевых проектов.

Под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся – членов команд, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.

В качестве примера рассмотрим сетевой проект  «Ступени в будущее», разработанный Центром довузовской подготовки ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет». Целью данного проекта является создание условий сетевого взаимодействия учащихся, активизация познавательной деятельности, развитие навыков проектной и учебно-исследовательской работы, получение опыта творческого взаимодействия и сотрудничества.

В ходе проекта ученики совершают виртуальные экскурсии по миру профессий родного края и создают единый Атлас профессий и учебных заведений, где этим профессиям обучают.

Данный проект предназначен для развития метапредметных умений, творческих способностей учащихся, нацеливает их на самостоятельную исследовательскую деятельность.

Реализацию проекта предлагается осуществлять четыре этапа. Все материалы по проекту доступны в онлайн режиме на сайте (рисунок 1) [2].

Рисунок 1 – Главная страница сайта «Ступени в будущее»

В рамках первого «Подготовительного» этапа учащимся предлагается познакомиться с проектом в общем, стартовой презентацией и планом работы в проекте. Кроме того, участникам предстоит выполнить ряд заданий, направленных на получение навыков работы с современными сетевыми сервисами (например сервисы Google).

Второй этап направлен на формирование у участников навыков поиска информации в сети Интернет. Учащимся предстоит найти, структурировать и переработать информацию о профессиях Кузбасского региона. После этого необходимо будет представить найденную информацию в виде рекламного буклета, используя программу Microsoft Office Publisher, что позволит не только сформировать у учащихся навыки работы с программным продуктом, но и развить творческие способности участников.

Третий этап позволит участникам не только познакомиться с миром профессий, но и получить представление об учебных заведениях, в которых готовят специалистов по данной профессии. На этом этапе предусмотрено тесное командное взаимодействие, что позволит развить навыки работы в команде, оценить свои сильные и слабые стороны.

На четвертом этапе предусмотрены проведение рефлексии и подведение итогов проекта.

Реализация сетевого проекта профессиональной ориентации молодежи «Ступени в будущее» позволит повысить социальную активность молодежи в вопросах выбора дальнейшего профессионального пути, показать возможности профессиональной реализации в родном регионе.

Таким образом метод сетевых проектов позволяет осуществлять эффективное информационное взаимодействие, обеспечивать доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса, организовывать эффективное управление и педагогическое наблюдение. В ходе работы над проектом происходит формирование сетевого сообщества обучающихся, для которого характерно: интенсивный обмен знаниями, высокая мотивация в постижении нового, взаимная поддержка, обмен опытом, самоорганизация.

Список использованных источников
  1. 1. Сайт монографий, изданных в Российской Академии естествознания URL: http://www.rae.ru/monographs/77-2804 (дата обращения: 19.03.2015).
  2. 2. Сайт сетевого проекта профессиональной ориентации молодежи «Ступени в будущее» URL: https://sites.google.com/site/stupenivbudusee (дата обращения: 19.03.2015).
  3. 3. Соловьева Ю.А. К вопросу формирования профессиональных интересов учащихся в системе довузовской подготовки // Соловьева Ю.А., Соловьева А.В. / Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 6. С. 16-21.
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  информационные технологии, мотивация, сетевой проект, информационно-коммуникационные компетенции, проектная деятельность