Уроки информатики
Уроки информатики
Что должно составлять основу школьного курса по информатике? Видимо все согласятся с тем, что курс должен включать:
· Фундаментальные знания;
· Практическую работу с компьютером.
Но от согласия с этими положениями до построения конкретного школьного курса большая дистанция, а, как известно, «дьявол кроется в деталях».
Когда, во многом, благодаря усилиям академика Андрея Петровича Ершова в школе появился курс «Информатика», то четко сформулированной целью курса был лозунг:
«Программирование – вторая грамотность».
Сегодня во многих школьных курсах информатики эта цель не ставится и считается недостижимой.
Можно полагать, что задача школьного образования состоит в развитии разных видов мышления. Языки, литература способствуют развитию гуманитарного мышления, физика, химия, биология – естественнонаучного мышления, математика способствует умению мыслить логически, вырабатывает математическое мышление. Информатика, также как и математика, способствует выработке логического мышления. Но у нее есть и своя специфическая задача – выработка алгоритмического мышления, крайне важного в наше время. Программирование учит справляться со сложными задачами, разбивая их на более простые задачи, решение которых шаг за шагом приближает к решению исходной задачи. Программирование учит проведению анализа «что если», работе со сложными структурами данных, циклическими вычислениями. Все это частицы тех умений, которые характерны для алгоритмического мышления, и вырабатываются при владении основами программирования.
Учить алгоритмическому мышлению трудно, учить программированию трудно. Эта цель незаметно уходит из школьного курса информатики, благо есть более простая и легко достижимая цель – воспитание пользователя компьютера.
По моему мнению, выработка алгоритмического мышления должна оставаться главной целью школьной информатики, а программирование лежать в основе этого курса.
Поскольку, как сказано, идеи могут быть хороши, но важны и детали, то сутью моего доклада является некоторый курс, который может способствовать реализации этих идей.
В 2014 году на сайте ИНТУИТа - Национального открытого университета ИТ – опубликованы два моих видеокурса, ориентированные на школьников:
· Информация и данные – http://www.intuit.ru/studies/courses/13842/1239/info;
· Введение в логику - http://www.intuit.ru/studies/courses/13859/1256/info.
Первый курс содержит 19 видео уроков, второй - 26. Средняя продолжительность урока – 30 минут. На каждом уроке разбирается теоретический материал и дается решение задач. После каждого урока ученику предлагается тестовое задание по теме урока. По ходу каждого курса проводятся две контрольные работы. В конце каждого курса сдается экзамен.
В качестве примера приведу тему первого урока первого из этих курсов: «Правда ли, что 2 * 2 = 4?»
При использовании этих курсов в школе на уроках информатики предполагается, что оба курса могут быть пройдены в течение учебного года, по полгода на каждый курс.
Предполагается запись еще двух видеокурсов, посвященных основам программирования.
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Основное общее |
Ключевые слова | Информатика программирование алгоритмическое мышление информация данные логика видеокурс |