Формализация на пути от дологического мышления к логическому
Плотников С.Н.,
МАОУ «СОШ № 72», г. Пермь
Онтогенез повторяет филогенез. Аналитическому, рациональному мышлению взрослого неоткуда взяться, кроме как из его пралогических, детских форм. Сколь сильна потребность человека в сказочном видении реальности, свидетельствует множество взрослых и доселе в зрелом возрасте участвующих в сражениях на симуляторах. Это значит, что для человека актуален образ его мыслимого внутреннего пространства, в который он погружает себя как субъекта действия, проецируя затем мнимость на реальную действительность и воображаясь в реальность сказочную.
Но не профессионального игрока в компьютерные игры должна выпустить школа. Путь становления рациональных, логичных рассуждений лежит от сказок ко всё менее антропофильным структурам, формам и образам, к ощущениям хода мысли в собственной голове, к абстрагированию и формализации через гипостазирование акциденций субстанции. Начав от решения с помощью рассуждений задач, в которых действуют антропоморфные персонажи, можно научить детей с помощью алгебры высказываний заставить машину вычислить искомый ответ.
Ниже изложено условие задачи, решение её путём рассуждений табличным способом, решение с помощью логики высказываний и, наконец, в электронных таблицах[1].
Задача «Выбор Париса»
Условие:богини Гера, Афродита и Афина, представ перед Парисом, сказали так:
1. Афродита: Я прекраснейшая.
2. Афина: Афродита лжёт.
3. Гера: Я прекраснейшая.
4. Афродита: Гера лжёт.
5. Афина: Я прекраснейшая.
Парис слышал утверждения богинь, но не мог видеть их. Он предположил, что всё сказанное прекраснейшей из богинь истинно, а утверждения двух менее прекрасных ложны. Мог ли Парис узнать, кто прекраснее из богинь?
Решение путём рассуждений:
Входные данные |
I Афина |
II Гера |
III Афродита |
1. Афродита: Я прекраснейшая |
0 |
0 |
1 |
2. Афина: Афродита лжёт |
1 |
0 |
0 |
3. Гера: Я прекраснейшая |
0 |
1 |
0 |
4. Афродита: Гера лжёт |
0 |
0 |
1 |
5. Афина: Я прекраснейшая |
1 |
0 |
0 |
Запись на языке логики высказываний для I-го случая Афр&Афр&Гера&Гера&Афн=0; для II-го - Афр&Афр&Гера&Гера&Афн=0; для III-го - Афр&Афр&Гера&Гера&Афн=1. Очевидно, что I=0, II=0, III=1. Решение: I V II V III=1
Решение на листе электронных таблиц (отображение в двух режимах):
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |