Формализация на пути от дологического мышления к логическому



МАОУ "СОШ № 72", г. Пермь

Плотников С.Н.,

МАОУ «СОШ № 72», г. Пермь

 

         Онтогенез повторяет филогенез. Аналитическому, рациональному мышлению взрослого неоткуда взяться, кроме как из его пралогических, детских форм. Сколь сильна потребность человека в сказочном видении реальности, свидетельствует множество взрослых и доселе в зрелом возрасте участвующих в сражениях на симуляторах. Это значит, что для человека актуален образ его мыслимого внутреннего пространства, в который он погружает себя как субъекта действия, проецируя затем мнимость на реальную действительность и воображаясь в реальность сказочную.

         Но не профессионального игрока в компьютерные игры должна выпустить школа. Путь становления рациональных, логичных рассуждений лежит от сказок ко всё менее антропофильным структурам, формам и образам, к ощущениям хода мысли в собственной голове, к абстрагированию и формализации через гипостазирование акциденций субстанции. Начав от решения с помощью рассуждений задач, в которых действуют антропоморфные персонажи, можно научить детей с помощью алгебры высказываний заставить машину вычислить искомый ответ.

         Ниже изложено условие задачи, решение её путём рассуждений табличным способом, решение с помощью логики высказываний и, наконец, в электронных таблицах[1].

Задача «Выбор Париса»

Условие:богини Гера, Афродита и Афина, представ перед Парисом, сказали так:

1. Афродита: Я прекраснейшая.

2. Афина: Афродита лжёт.

3. Гера: Я прекраснейшая.

4. Афродита: Гера лжёт.

5. Афина: Я прекраснейшая.

Парис слышал утверждения богинь, но не мог видеть их. Он предположил, что всё сказанное прекраснейшей из богинь истинно, а утверждения двух менее прекрасных ложны. Мог ли Парис узнать, кто прекраснее из богинь?

Решение путём рассуждений:

 

Входные данные

I Афина

II Гера

III Афродита

1. Афродита: Я прекраснейшая

0

0

1

2. Афина: Афродита лжёт

1

0

0

3. Гера: Я прекраснейшая

0

1

0

4. Афродита: Гера лжёт

0

0

1

5. Афина: Я прекраснейшая

1

0

0

Запись на языке логики высказываний для I-го случая Афр&Афр&Гера&Гера&Афн=0; для II-го - Афр&Афр&Гера&Гера&Афн=0; для III-го - Афр&Афр&Гера&Гера&Афн=1. Очевидно, что I=0, II=0, III=1. Решение: I V II V III=1

Решение на листе электронных таблиц (отображение в двух режимах):

 

Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Среднее (полное) общее