Роль информатики в современной школе
В настоящее время наше общество практически уже близко к тому, чтобы его можно было отнести к категории «информационное общество».
Согласно официальным источникам, информационное общество — это общество, в котором качество жизни, также как перспективы социальных изменений и экономического развития во все большей степени зависят от информации и от ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и информационных технологий.
Современное общество требует, чтобы его гражданин обладал информационной культурой. Информационная культура является элементом общей культуры человека.
Одной из основных особенностей современности является перемещение существенной части социально-экономических процессов в виртуальное пространство. Возмущение социума некорректностью использования Internetпространства с одной стороны, неудовлетворенность от неумения применения ИКТ в социально-бытовых, социально-экономических целях, с другой стороны. Как должна реагировать образовательная общественность на эти вызовы?
Ответом на вопрос может быть пересмотр роли и стратегических целей преподавания информатики в школе. В большинстве образовательных организаций содержанием подготовки по данной учебной дисциплине является, как правило, обучение использованию прикладного программного обеспечения, изучение основ алгоритмизации и программирования, создания Web- страниц.
К сожалению, приходится констатировать, что некоторые школы идут в данном вопросе по пути создания у школьников иллюзии профессионализма. Школьникам позиционируется, что в результате изучения информатики и приобретения соответствующих навыков по окончанию школы они должны заинтересовать собой потенциальных работодателей из ИТ-компаний.
Учитывая вызовы современного общества, информатика должна стать культурологической учебной дисциплиной, основной целью преподавания которой должно стать формирование компетенций информационной культуры.
С нашей точки зрения роль информатики в школе должна быть в:
- формировании логического и алгоритмического мышления;
- формировании навыков использования виртуальности, приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
- формировании понимания необходимости и достаточности мощности СВТ для реализации разного круга задач;
- формировании навыков использования информационных систем, в том числе информационных систем исполнительной власти
- овладении умением применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- воспитании ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Также обязательной составляющей должны стать «выездные» уроки, позволяющие молодым людям не только увидеть реальную работу информационных систем, но и услышать от специалистов требования к профессиональным компетенциям специалистов в ИТ-сфере для понимания необходимости серьезного профессионального образования для получения возможности трудоустройства.
Информационная культура — это знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.
Современный человек в обязательном порядке должен уметь отбирать и анализировать получаемую им из различных информационных ресурсов информацию, уметь ранжировать ее. Человек должен представлять, какая информация нужна ему для решения поставленных перед ним задач.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | образование информатика информационная культура |