Оценивание метапредметного результата обучения на уроках информатики



Авторы: Калиниченко Наталья Николаевна 1
Яковлев Степан Сергеевич 2
Яковлева Ирина Викторовна 3
1 МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №49", г.Пермь, 2 МАОУ "СОШ №49", 3 МАОУ "СОШ №49"
ФГОС задает рамки результатов обучения учащихся. Метапредменые результаты обучения представлены как некие интегральные качества, которые должен продемонстрировать выпускник основной школы. Возникает необходимость конкретизации, уточнения перечня умений, которые следует формировать на каждой параллели, выработать критерии их оценивания и разработать для этого процедуры.
«Метапредметность – это комплексы пониманий, умений сотрудничать, договариваться, действовать независимо, действовать продуктивно и творчески» Р.Пастушенко

ФГОС задает рамки результатов обучения учащихся. Метапредменые результаты обучения представлены как некие интегральные качества, которые должен продемонстрировать выпускник основной школы. Возникает необходимость конкретизации, уточнения перечня умений, которые следует формировать на каждой параллели, выработать критерии их оценивания и разработать для этого процедуры.

В МАОУ «СОШ №49» г. Перми преподавание информатики простроено непрерывно со 2 по 11 класс. Тема «Моделирование» одна из самых интересных и сложных. Оценка умения  выстраивать карту интересов проводится на параллели пятых  классов. При переходе с первой ступени обучения на вторую у учащихся появляется много новых учителей, увеличивается количество изучаемых предметов. Они порой теряются в выборе занятий во внеучебное время. Объектом оценивания данного метапредметного результата выбрана карта интересов пятиклассника.

Процедура оценивания: учитель объясняет учащимся цель работы, знакомит с условиями оформления  модели, критериями оценивания карты интересов; формулирует  техническое задание учащимся; выдает раздаточный материал. Учащиеся работают в течение 25 минут. Работы сдаются. Результаты оценивания доводятся до учащихся  и родителей.

В ходе работы над картой учащиеся: анализируют свою занятость в течение дня или недели; размышляют, чем можно заняться и где найти места, полезные для занятий.

Техническое задание  учащимся для создания оптимальной карты интересов следующее: изобразить, используя программу MS Word, с помощью надписей, рисунков, картинок, фото и других средств  пространство (модель) своих интересов; текущие интересы учащегося  обозначаются  зелёным цветом,  объекты будущих интересов – красным цветом.

Критерии оценивания объекта представлены следующие: наличие на карте мест, которые отвечают интересам учащегося; творческий подход к оформлению.

Сроки первой апробации: 30.10.2014 г. Количество участников: 52 человека. Вторая процедура оценивания: 06.03.2015 г. на уроке информатики. На уроках присутствовало в 5 «б» классе -11 и 14 человек, в 5 «в» классе – 12 и 13 человек. Всего из двух классов – 50 человек.

По результатам мониторинга были сделаны выводы и внесены корректировки в организацию преподавания информатики. Так, чаще стали использовать задания на разработку, обсуждение и защиту моделей, которые были возможны по тематическому планированию предмета.

Результаты оценивания умения выстраивать оптимальную карту интересов

Уровень достижения результата

Баллы уровня

Количество учащихся, показавших уровень

% учащихся, показавших уровень

октябрь

март

октябрь

март

высокий

13-14

4

9

15

18

средний

10-12

5

34

19

68

низкий

>10

17

7

65

14

По итогам осенней апробации школьники, сдавшие свои работы,  показали низкий уровень сформированности умения выстраивать карту своих интересов. Весенняя апробация показала средний уровень сформированности данного умения школьников. Такой результат, на наш взгляд, связан с тем, что школьники научились использовать наглядные материалы для оформления карты.

Модуль может быть использован в качестве элемента школьной системы оценивания метапредметного результата. Требуется корректировка календарно-тематического планирования по информатике с целью уточнения метапредметных результатов обучения школьников (постановки метапредметных задач урока) для достижения соответствующих результатов.

Список использованных источников
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.
  2. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
  3. Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2011.
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Основное общее
Ключевые слова  метапредметный результат, ФГОС, карта интересов