Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся
Формирование у детей умений смысловой обработки информационных потоков является одной из важнейших задач современного образования, определяемой потребностями общества. В этом плане совершенно очевидна роль смысловой составляющей чтения в умственной и практической деятельности каждого школьника.
В условиях современной модернизации образования одной из главных дидактических проблем обучения в свете реализации ФГОС основного общего образования становится формирование умений смыслового чтения. [4]
Работа с текстом вмещает в себя ряд умений смыслового чтения:
1. найти и извлечь информацию;
2. интегрировать и интерпретировать;
3. осмыслить и оценить.
В основе формирования таких качеств лежит системная работа над формированием смыслового чтения.
По мнению Леонтьева А.А. под понятием «работа над смысловым чтением» подразумевается формирование читательской грамотности, а именно «способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [2]
Этапы, способствующие полному и глубокому пониманию текста:
1) Смысло-ориентирующий (найти и извлечь);
2) Содержательно-смысловой (интегрировать и интерпретировать);
3) Рефлексивно-личностный (размышлять, оценивать).
Основные особенности организации смыслового чтения.
Этап 1: Смысло-ориентирующий.
Работа по смысловому чтению на первоначальном этапе направлена на:
- поиск информации по определенному вопросу;
-поиск и извлечение информации, которая подтверждает (опровергает) некоторое суждение: верно/неверно, выдели и подчеркни, найди соответствие;
- устанавливать в тексте последовательность действий;
-поиск информации, требующий навыков категоризации: распредели по группам, удали лишнее и т.д. [4]. Результат:общая ориентация в тексте.
Для организации деятельности можно предложить следующие задания: сформулируй точные ответы на вопросы; «найди в тексте определение, дополните определение»; «сконструируй» понятие, сопоставив информацию из нескольких предложений текста; установление соответствия между понятием и его определением.
На данном этапе удобно использовать сервис LearningApps; решение кроссвордов, сбор виртуальных пазлов, соотношение видовых пар, установление последовательности.
Этап 2:Содержательно-смысловой.
Работа по смысловому чтению на данном этапе направлена на:
- умение выделять главную мысль отдельных частей текста;
- структурировать текст;
-преобразовывать текст: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
- ранжировать, группировать или классифицировать объекты;
- делать выводы;
Возможно использование сервисов, позволяющих создавать различные схемы: Сacoo; Dipity заполнение ленты времени; bubbl.us создание кластеров; classtools работа со схемами «Рыбий скелет» и диаграмма Вена; веб-сервис Googledocs создание семантической сети по сюжету сказки. [3]
Этап 3 Рефлексивно-личностный
-применять знания, для анализа и объяснения новой ситуации;
-интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания;
-самостоятельно конструировать новую ситуацию.
Анализ литературных источников, опыта школьной практики показал, что овладение школьниками умениями смыслового чтения – процесс довольно сложный. Поэтому важно сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность; обратить внимание на работу с письменной инструкцией; в учебных материалах увеличить объем текстов нетрадиционного формата, прежде всего – несплошных текстов; предлагать учащимся тексты, используемые в деловых и общественных ситуациях; средствами всех учебных предметов «подтянуть» читательское действие оценки информации текста.
- Г.А. Цукерман Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению, Москва 2010 - Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf (Дата обращения 13.03.2015).
- Рождественская Л. «И снова о функциональной грамотности чтения»
- Тузова О. «Компьютерные инструменты развития навыков смыслового чтения»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 221 с. 5.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолов
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Основное общее |
Ключевые слова | чтение, смысловое чтение, работа с текстом, развитие умений смыслового чтения, система заданий |