Знакомство с объектно-ориентированным программированием в школе при разработке мобильных приложений



Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Рассматривается подход к изучению объектно-ориентированного программирования школьниками на языке Java для разработки мобильных приложений.
Рассматривается подход к изучению объектно-ориентированного программирования в школе на примере разработки приложения на Java под Android.

 

Объектно-ориентированное программирование (ООП) строится на наборе интуитивно понятных определений, дает большие возможности для моделирования окружающего мира, позволяет использовать уже написанный код многократно. Наряду с популярными в школе языками программирования реализации ООП Object Pascal, C++, Visual Basic язык Java раскрывает пред учениками дополнительные возможности программирования под Android на мобильных устройствах. Android позволяет создавать Java приложения, управляющие устройством через разработанные Google библиотеки. Возможность разработать свой проект для телефона или планшета – дополнительная мотивация учеников к изучению программирования. Язык Java, с точки зрения знакомства с ООП, на мой взгляд, более простой для освоения и использования по сравнению Object Pascal, C++.

К основным понятиям ООП относят объект, класс (инкапсуляция, наследование, полиморфизм), свойства, событие, метод. Знакомство с основными понятиями ООП нужно начинать с примеров, отвлеченных от сред программирования (Н-р.: Существует некоторый объект голубь относящийся к классу птиц, который имеет определенные методы как-то летает от города А до В, ест зерно, ходит и т.д.), далее дать определения, например:

Инкапсуляция - это сокрытие реализации класса и отделение его внутреннего представления от внешнего интерфейса.

Наследование- это отношение между классами, при котором класс использует структуру или поведение другого класса (одиночное наследование), или других (множественное наследование) классов

Полиморфизм- это свойство системы использовать объекты с одинаковым интерфейсом без информации о типе и внутренней структуре объекта.

На следующем этапе выделить основные составляющие понятий, рассмотреть конструкторы, записать в общем виде обращение к полям класса, вызов метода, на примерах из программ показать все составные части понятия.  Дальнейшее знакомство и усвоение понятий ООП должно закрепляться в процессе выполнения индивидуальных заданий.

В качестве примеров при знакомстве лучше использовать объекты из базовых классов (Activity, TextView, EditText, Button), так как они отображают широкую гамму возможностей ООП.

Опыт проведения занятий с учениками 9-11классов на площадке проекта «It-школа Samsung» показал что при таком знакомстве с ООП они не испытывают трудности перехода от структурного программирования к объектно-ориентированному. Учащиеся за короткий промежуток времени осваивают элементы этой парадигмы программирования, создают объектно-ориентироваанные приложения, расширяют свои познания в информатике.

Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  Android, java, мобильные приложения, объектно-ориентированное программирование