Методика обучения компьютерной грамотности слепых и слабовидящих школьников
Глубокое нарушение зрения, существенно изменяя спектр получаемой информации, накладывает отпечаток на все аспекты жизнедеятельности человека, сказываясь на взаимодействии как с физической, так и с социальной средой. Однако сокращение или даже полное выпадение зрительных ощущений не означает, что слепые или слабовидящие лишаются той информации, которая в норме воспринимается визуально, и им недоступны виды деятельности, в которых у зрячих людей существенно задействовано зрение. Возможность компенсации зрительной недостаточности базируется на использовании сохранных анализаторов (в первую очередь осязания и слуха) и возмещении пробелов и неточностей чувственного восприятия посредством мышления. Эффективным средством для доступа к информации могут служить компьютерные тифлотехнологии, которые обеспечивают преобразование визуальной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы, например: звуковое воспроизведение.
На сегодняшний день существует целый ряд российских и зарубежных методик обучения компьютерной грамотности слепых детей. Основной их задачей является обучение уверенной работы на ПК: освоение клавиатурного ввода данных, работа с программой Jaws, понятие файловой системы и работа в текстовых редакторах.
Цель работы: Разработать методические рекомендации по изучению начальных навыков работы с компьютером детей средней школы с нарушениями зрения.
Задачи:
1. Разработка методической базы для обучения детей с нарушением зрения, с использованием компьютерных тифлотехнологий;
2. Разработка дополнительных занятий «Прикоснись к Миру!» для получения навыков работы в сети Internet, в том числе используя современные мобильные устройства.
3. Проведение обучающих занятий.
Основными чертами разработанной методики являются:
· использование специализированного программного обеспечения, преобразующего визуальную информацию в звуковую;
· ориентирование учащихся на использование клавиатуры при работе с компьютером, запоминание основных клавиатурных комбинаций;
· широкое использование сети Internet в процессе обучения;
· расширение возможностей общения с использованием мобильных устройств;
· тесное взаимодействие преподавателя с учащимся на всех этапах обучения.
Данная методика рассчитана на учащихся среднего школьного возраста (5-9 классы) с остротой зрения в пределах от О до 0,09. Методическая база разделена на 2 модуля: «Основной» и «Прикоснись к Миру!». После успешного завершения обучения по данной методике, возможно дальнейшее совершенствование навыков работы в сети у школьников старшего звена. Кроме того, старшеклассники, имея опыт работы в сети, смогут участвовать в программах дистанционного обучения, что в свою очередь будет способствовать более успешной социализации современных школьников с нарушениями зрения.
- Рощина М.А. Основы компьютерных тифлотехнологий. Нижний Новгород: ЦСТПР «Камерата», 2007. - с. 60.
- Швецов В.И., Рощина М.А. Педагогическое сопровождение освоения и применения компьютерных технологий как средства социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, – 2012. № 4(1) с. 76-82.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Высшее профессиональное |