Методические вопросы преподавания курса информатики для школьников. От конкретных продуктов к технологиям.
Современная система преподавания информатики в школе слабо отвечает запросам IT-индустрии. Учебные программы быстро устаревают, а учителя в большинстве случаев не успевают за новыми тенденциями в информатике. Более того, школьная информатика чрезвычайно сильно привязана к конкретным программным продуктам, зачастую устаревшим, и не дает школьникам базовых теоретических знаний о том, какие процессы происходят в компьютере во время его работы. Разумеется, знание программных продуктов от Microsoft имеет свои положительные стороны, но в современных реалиях всё больше внимания уделяется свободно распространяемому программному обеспечению. В результате современный школьник после получения среднего образования даже не догадывается о существовании альтернатив пакету офисных программ от Microsoft.
Одновременно с этим в некоторых школах преподается программирование базового уровня на языке Pascal, в то время как в мире существует около 2000 различных языков программирования: процедурных, объектно-ориентированных и других. Такой подход к подаче знаний ограничивает кругозор школьников и затрудняет адаптацию к иным языкам программирования в будущем. Методика проведения практических занятий сводится к пошаговым выполнениям инструкций, формирующим у школьников ложное представление о том, что IT-задачи решаются только посредством одного конкретного способа.
Таким образом, отход от идеи пошагового выполнения задач подтолкнет учащегося к самостоятельному поиску пути достижения результата. Такой подход позволит развить у учащихся способность находить различные методы достижения цели, что положительно отразится на качестве подготовки будущих IT-специалистов.
Поэтому, альтернативой будет предоставление учащимся обзора существующего свободно распространяемого программного обеспечения, а так же операционных систем на базе ядра UNIX. Это позволит учащимся сформировать более полное представление о современной IT-отрасли, что подготовит учащихся к дальнейшему профессиональному обучению по различным направлениям.
В заключении, помимо поддержки и развития в школах таких проектов, как "Первая помощь", необходимо на начальном уровне внедрять изучение теоретических основ алгоритмов и программирования. Так же, необходимо своевременно повышать квалификацию школьных преподавателей информатики и ИКТ, внедрять новые образовательные технологии, прежде всего, среди преподавателей. Иначе разрыв в знаниях и умениях между школьниками и педагогами будет только увеличиваться.
Тип выступления | Стендовый доклад |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
Ключевые слова | Информатика, школа, программирование |