Физика в концептах информатики через NUI взаимодействие с датчиком Intel RealSense



ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»

Полнота по Тьюрингу позволяет обосновать возможность выполнения любой вычислимой функции на машине, если на этой машине можно реализовать абстрактный вычислитель - машину Тьюринга. Т.е. на одном исполнителе можно написать программу симулирующую другой исполнитель. Например, на Pascal написать интерпретатор Prolog или наоборот.

Аналогично можно с помощью системы понятий информатики описать элементы школьной физики. Похожие метафоры рассматриваются в теории концептуального смешивания (conceptual blending), которая позиционируется как теория познания. Согласно этой теории элементы различных областей смешиваются, в результате чего происходит смешение ментальных пространств в подсознании человека и более глубокое понимание их концептов.

Понятие смешивание эквивалентно понятию сопоставление. Любое дедуктивное или индуктивное умозаключение с психологической точки зрения есть умственный акт сопоставления соответствующих суждений. И.М. Сеченов определил умственное сопоставление как основной и как самый общий «элемент мысли». Сопоставление эквивалентно операции унификации в Prolog  и таким образом представлено в информатике.

Изучая физику через информатику мы подкрепляем ранее изученные концепты информатики и изучаем новые понятия физики. Междисциплинарные связи позволяют добавить в картину мира учащегося множество новых ассоциаций, закрепляющих базовые концепты информатики в их приложении к физике. Не углубляясь в теорию, рассмотрим возможность описания понятий школьного курса физики в понятиях информатики.

Наиболее очевидным способом применения знаний информатики для изучения физики является проведение вычислительного эксперимента в виде алгоритмически описанной интерактивной физической модели. В итоге развиваем алгоритмические навыки и изучаем, например, законы движения тела в гравитационном поле.

Более интересным является представление размерности системы физических величин в виде целочисленных векторов фиксированной длины. Для примера рассмотрим механику. В этом случае достаточно использовать трехмерные векторы. Компоненты вектора, определяющего размерность единицы измерения, будут отвечать за показатель степени времени, расстояния и массы – (t,h,m). В таком представлении масса имеет размерность обозначаемую вектором (0,0,1), время (1,0,0), площадь (0,2,0), скорость (-1,1,0), сила (-2,1,1), работа/энергия (-2,2,1), мощность (-3,2,1) и т.д.

Теперь можно написать программу проверки корректности формул физики (с точностью до констант!). Например, кинетическая энергия E = m*V^2/2:

(0,0,1)+(-1,1,0)*2 = (-2,2,1) => получили размерность энергии.

Более сложный вариант программы может сгенерировать нам все соотношения физических величин. Причем, компоненты формулы легко переносятся в левую часть путем изменения знака степени компоненты.

Таким образом, учащийся изучает переборный алгоритм и познает целостность системы единиц и физических законов.

Мы использовали данный подход для реализации тренажера решения физических задач и сделали прототип интерфейса с использованием NUI (Natural User Interface). Основной интерфейс реализуется через мультитач и позволяет манипулировать формулами и физическими величинами на мобильных устройствах или интерактивной классной доске.

Расширенное управление тренажером с помощью технологии Intel RealSense позволяет получить новый опыт взаимодействия ученика с моделью решаемой задачи (User Experience).

Голосовой ввод обеспечивает быстрый доступ к физическим законам, справочнику констант, а жестовое управление дает возможность пользователю манипулировать формулами физических законов, входящим в них физических величин, а также значениями физических величин заданных в условии задачи.

Рассмотренный выше способ представления размерностей физических величин позволяет выявлять множество ошибок ученика в процессе решения физической задачи, а также проверять корректность приведения единиц измерения к СИ. 

Тип выступления  Стендовый доклад