Программы Майкрософт в современном IT-образовании школьников и студентов
В современном мире темп развития технологий ускоряется очень существенно, мы наблюдаем повсеместное внедрение информационных технологий во все области человеческой жизни, как на работе, так и в быту. При этом сама отрасль IT развивается еще быстрее, и начав изучать какую-то технологию на первом курсе вуза, студент к моменту окончания сталкивается с тем, что его знания нуждаются в актуализации. Поэтому для подготовки квалифицированных специалистов важно предоставить студентам доступ к постоянному потоку актуальных учебных материалов по современным технологиям, и сделать процесс life-long learning стилем жизни.
С другой стороны, важным моментом является вовлечение молодых людей в область IT. По мере того, как компьютерные системы начинают применяться в различных областях, возрастает потребность в предметных специалистах, владеющих навыками программирования. Поэтому тезис А.П.Ершова о том, что «программирование – вторая грамотность» [1] не только сохраняет свою актуальность, но и становится все более важным.
Уже сегодня в области ИТ существует большое разнообразие профессий: веб-дизайнеры, программисты, разработчики, тестировщики, аналитики, руководители и т.д. В перспективе 5-7 лет больше всего будут цениться специалисты, работающие на стыке информационных технологий и других наук: ИТ-генетики, биоинформатики, аналитики больших данных, специалисты по искусственному интеллекту, робототехнике, «умным» городам и другие. И хотя спектр профессий в сфере информационных технологий весьма разнообразен, но базовые знания по информатике нужны всем: любой современный специалист должен понимать, что такое компьютерные технологии и как с ними работать.
В то же время мы наблюдаем общий спад интереса школьников к техническим наукам, причем не только в России, но даже еще больше в развитых странах. Поэтому задача возрождения интереса школьников к использованию компьютера для осознанной творческой деятельности является весьма важной.
Вовлечение школьников в IT
С учетом вышесказанного, Майкрософт в этом году принял активное участие в международной акции «Час кода» [2], в рамках которой школьники могут за один час приобщиться к программированию, изучив базовые концепции и попробовав себя в решении задач или создании простой компьютерной игры. В этом году в России впервые «Час кода» стал очень масштабной акцией [3], прошедшей при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства образования и науки, а также ряда IT-компаний. С точки зрения технологий, школьникам предлагалось два пути развития:
· Игровой, на основе инструмента Kodu Game Lab [4] от Microsoft Fuse Labs. Эта среда позволяет школьникам от 7 лет создавать свои виртуальные миры и наделять их поведением, программируя правила реакции персонажей на события. Это дает возможность самым юным участникам создавать свои простейшие компьютерные игры.
· Общеалгоритмический, на основе графического тренажера, в котором надо создавать алгоритм движения игрового персонажа по лабиринту.
В рамках Всероссийская акция «Час кода» специализированные уроки информатики прошли в более чем 35 тыс. российских школ (более 80% от их общего числа) и охватили более 7 млн школьников.
Для того, чтобы поддержать интерес школьников к теме IT, компания Майкрософт провела в марте-апреле этого года конкурс по программированию для школьников «Магистр кода» [5]. На суд жюри было представлено около 500 проектов начинающих разработчиков.
Однако, чтобы существенно повлиять на ситуацию в масштабах страны, требуют системные, постоянно действующие проекты. Одним из них является проект «Твой курс: ИТ для молодежи» [6]. В учебных центрах проекта школьники могут очно или дистанционно пройти бесплатные курсы по трем ключевым направлениям: профориентации в ИТ, основам программирования и введению в ИТ-предпринимательство. За два года, прошедших со старта проекта, был открыт 61 центр в 46 городах России. За это время возможностями учебных центров воспользовались более 420 тыс. студентов и школьников, более 130 тыс. молодых людей прошли в них комплексное обучение. Проект доказал свою эффективность: если до обучения по программам «Твоего курса» связать свою карьеру с IT хотели только 5% ребят, то после — более 65%.
Важно отметить, что помимо получения навыков программирования очень важно также давать детям понять, что компьютер является мощнейшим инструментом для творчества в различных областях. У компании Майкрософт есть множество инструментов по развитию потенциала школьников – это и средства создания панорам Photosynth и Image Composite Editor, и программа склеивания коллажей AutoCollage, и инструмент исследования космоса Worldwide Telescope, и музыкальный аккомпаниатор Songsmith – не говоря уже о традиционных средствах монтажа видео Movie Maker и средствах коллективной работы на базе OneDrive и Microsoft Office. Все эти инструменты важно внедрять в арсенал ребенка, не дожидаясь того, пока его научат на уроках в школе. Поэтому мы разработали специальный учебный курс для родителей о том, как раскрыть потенциал своего ребенка с помощью компьютера [7].
Постоянное образование через онлайн-курсы
При изучении самых современных технологий и для актуализации аудиторного образования важно обеспечить студентов актуальными материалами в рамках онлайн-курсов. Направление MOOC сейчас стремительно развивается, и, по нашему мнению, наличие таких курсов, разработанных IT-компаниями – авторами технологий - является важным дополнением к классическому образованию.
Майкрософт активно работает над созданием учебных курсов на платформе Microsoft Virtual Academy [8]. Среди наиболее актуальных направлений можно выделить следующие:
· Курсы для вовлечения школьников, например, «Создание игр на Kodu Game Lab» [9]
· Курсы по основам программирования. Популярный курс «Увлекательное программирование на C#» [10] на данный момент посмотрело более 40 тыс. человек. В основе курса лежит рисование с помощью черепашьей графики, а также краткость и насыщенность изложения, что делает его действительно увлекательным для слушателей. Кроме того, всего за 9 видео-уроков ребята осваивают не только игрушечные примеры, но и создание простейших приложений на платформе Windows Phone. Также имеется ряд классических текстовых курсов, разработанных партнёрами, например, курс «Основы программирования на языке C#» [11], созданный коллективом авторов из Саратовского государственного университета.
· Курсы по созданию мобильных приложений. Один из таких курсов, «Разработка современных приложений на платформе Майкрософт» [12], предназначен в первую очередь для преподавателей университетов, предполагающих внедрить современные технологии разработки в свои учебные курсы.
· Курсы для разработчиков игр, например, по созданию игр на Unity [13].
Помимо ориентации на традиционных студентов технических специальностей, мы стремимся охватить и другие аудитории. Так, в марте 2015 г. мы запустили проект «Love2Code: программирование для девушек и не только» [14]. Цель курса – сделать программирование доступным для людей без технического образования, в т.ч. для девушек творческих профессий. В рамках курса девушка-дизайнер, не умеющая программировать, на наших глазах за несколько уроков создает свои первые мобильные приложения, причем самое первое приложение, благодаря технологии AppStudio, появляется уже после первого получаса просмотра. Кроме этого, мы добавили в курс истории успеха некоторых успешных женщин в IT: основателя стартапа Le Click, автора сайта materinstvo.ru и многих других. Мы также побеседовали с преподавателями и студентками вузов, чтобы понять, нужно ли IT-образование девушкам.
Imagine Cup и молодёжное IT-предпринимательство
Качественное IT-образование помогает молодым людям не только найти хорошую работу, но и задуматься о создании своего IT-проекта или стартапа. Для стимулирования таких разработок мы проводим глобальный международный конкурс школьных и студенческих проектов Imagine Cup.
Студенческий конкурс Imagine Cup [15] проводится уже 13-ый год. Для стимулирования проектов в регионах России мы провели около 10 студенческих хакатонов в разных городах, на которых обучили ребят созданию мобильных приложений и облачных сервисов и помогли стартовать свой проект. В результате хакатонов было создано более 200 проектов, из которых около 150 продолжило своё развитие в рамках Imagine Cup.
Поскольку эти проекты были созданы техническими студентами, которые не всегда владеют методиками построения бизнес-моделей технологичных стартапов, мы совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) провели трехдневный онлайн-акселератор для команд, который был сконцентрирован на трех направлениях:
· Технологическое предпринимательство
· Современные технологии
· Навыки представления проектов
Партнерами конкурса Imagine Cup также стали ведущие институты развития: Сколково, Российская венчурная компания, Агентство стратегических инициатив.
Конкурс Imagine Cup действительно приводит к созданию успешных стартапов с мировой известностью. В прошлом году российская команда Brainy Studio из Перми заняла первое место в мире в категории игр на Imagine Cup с проектом Turn On, в котором ребята не только сделали атмосферную игру для Windows Phone, но и впервые использовали Windows Phone для создания виртуальной реальности в 2.5D-игре. На текущий момент, после прохождения программы AppCampus, игра вышла в Windows Store и демонстрирует значительный рост популярности.
Доступ к программному обеспечению: DreamSpark и BizSpark
Безусловно, для эффективного обучения и технологического развития студенты должны иметь свободный доступ к программному обеспечению. Это обеспечивает программа DreamSpark, которая позволяет студенту получить такой доступ как через университет (DreamSpark Premium, для вузов, имеющих подписку на программу), так и самостоятельно. Недавно было объявлено [16] о предоставлении студентам по программе DreamSpark бесплатного доступа к ряду возможностей платформы Microsoft Azure, в частности, к хостингу сайтов и сервисов, создаваемых не только на ASP.NET, но и на технологиях Node.js или PHP.
Для тех, кто решил развивать свой проект в направлении технологического стартапа, предназначена программа BizSpark, дающая на 3 года свободный доступ к полному спектру продуктов и ресурсов Майкрософт в рамках подписки MSDN для 5 разработчиков. Следует отметить, что сюда входит также предоставление полного спектра возможностей Microsoft Azure в рамках определенной фиксированной суммы.
Заключение
Все перечисленные выше программы и проекты являются элементами глобальной инициативы Microsoft YouthSpark [17], которая призвана помочь молодым людям реализовать свой потенциал в трех ключевых направлениях: образовании, трудоустройстве и предпринимательстве. YouthSpark включает в себя программы обучения, сертификации и стажировок, технологические конкурсы, консультационную, техническую и on-line поддержку для учащихся, молодых специалистов и начинающих предпринимателей. В рамках данной инициативы 300 миллионов молодых людей по всему миру получат новые возможности для профессионального и социального роста.
- .П. Ершов. Программирование – вторая грамотность. Из архива А.П. Ершова, http://ershov.iis.nsk.su/russian/second_literacy/article.html
- http://hourofcode.org
- http://coderussia.ru
- http://kodugamelab.com
- http://masterofcode.ru
- http://www.it4youth.ru
- Д.В.Сошников, Видеокурс «Раскрой потенциал своего ребенка с помощью компьютера», http://aka.ms/itchild
- Microsoft Virtual Academy, http://microsoftvirtualacademy.com
- Видеокурс «Создание игр на Kodu Game Lab», http://aka.ms/kodumva
- Д.В. Сошников, Видеокурс «Увлекательное программирование на C#», http://aka.ms/learncs
- Курс «Основы программирования на языке C#», http://aka.ms/csharptextcourse
- Курс «Разработка современных приложений на платформе Майкрософт», http://aka.ms/windevcourse
- Е.Шкляр, «Введение в программирование игр на Unity», http://aka.ms/unitybeg
- http://love2code.ru
- http://www.imaginecup.ru
- http://blogs.msdn.com/b/stevengu/archive/2015/03/23/announcing-microsoft-azure-for-student-developers.aspx
- http://www.youthspark.ru
Тип выступления | Устное выступление |