Преподавание ИТ-дисциплин с использованием деловых игр
Вводное слово
Новые требования к выпускнику вуза, ужесточение конкуренции на рынке труда, внедрение новых информационных технологий приводит к тому, что необходимо менять традиционные подходы в образовательном процессе. Теперь на рынке труда специалисту должен уметь быстро искать и анализировать информацию, уметь работать в команде, быть инициативным и творчески подходить к заданиям. Поэтому необходимо искать новые методы преподавания ИТ – дисциплин. Одним из таких методов является использование деловых игр. Этот метод используется в учебном процессе для моделирования реальной деятельности выпускника в различных производственных ситуациях в целях сформировать и закрепить профессиональные умения и навыки, развить творческие способности, повысить интерес к будущей деятельности.
Понятие деловой игры
Впервые деловая игра состоялась в начале XXвека в СССР на заводе пишущих машин, участниками были – студенты ВУЗов и руководители предприятий. В ходе такой игры участники свободно предлагали методы решений, высказывали свою точку зрения, что было несовместимо с директивным методом управления производством в то время, и поэтому такой метод был запрещен до 1960-х года. Деловая игра – это метод активного обучения, в основе которой лежит имитационная модель профессиональной деятельности. Существуют различные определения деловой игры, но в каждой игре главной особенностью является активное участие реального человека, который согласно правилам и сценариям выполняет действия, определяющие ход и содержание игры.
Использование деловой игры в преподавании ИТ-дисциплин
На сегодняшний день необходимо совершенствовать методику преподавания ИТ‑дисциплин, использовать больше активных методов обучения. Деловую игру можно проводить в два этапа. Первый этап является подготовительным, на котором участники деловой игры знакомятся с предложенной ситуацией, постановкой задачи, ролью и выполняемыми функциями. Второй этап является основным, на котором участникам необходимо смоделировать имитационную модель согласно условиям первого этапа. После создания модели участники представляют результаты работы, оценивают недостатки и достоинства предложенных моделей. Происходит дискуссия, в результате которой определяется наиболее эффективная модель.
В качестве сценария деловых игр может быть различные ситуации из дисциплины информационных технологи. Например, имитационной моделью может быть работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. В этом случае участникам деловой игры нужно будет предоставить вариант конфигурации компьютера с обоснование, почему именно такой вариант. Оценивать работу можно по таким критериям, как ориентация в материале, выделение существенного, краткость, логичность.
Результаты использования деловых игр в преподавании ИТ-дисциплин
В результате внедрения такого активного метода обучения, деловая игра позволяет уменьшить время, отводимое на изучение определенных тем, повышает усвоение нового материала. Такой эффект достигается благодаря тому, что участники игры самостоятельно прорабатывали материал, анализировали и искали необходимую информацию.
Заключительное слово
Необходимо задуматься об использовании метода деловых игр в преподавании ИТ-дисциплин. В результате внедрения такого метода студенты приобретают умение работать в команде, быстро искать нужный материал, анализировать текущую ситуацию, делать соответствующие выводы, работать с современными технологиями и информационными системами.
- Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. – М.: Энциклопедия управленческих знаний, 2006. 213 с.
- Бельчиков Я.М., Бернштейн М.М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. 304 с.
- 5. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. 55 с.
Вид представления доклада | Публикация |
Ключевые слова | Активные методы обучения, деловая игра, преподавание ИТ-дисциплин |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным