Внедрение типового решения 1 С как фактор гармонизации трудовых отношений внутри образовательных организаций

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Автор: Нилова Светлана Владимировна, Кандидат педагогических наук, Доцент
Ивановский государственный университет
Эффективность деятельность зависит от заработной платы. Вопрос прозрачности заработной платы, внутренний и внешний контроль за фондом оплаты труда может быть решен на основе возможностей 1 С. В этом решении могут быть учтены интересы преподавателей РФ, бизнеса и государства.

Современная высшая школа развивается в условиях тенденций разной направленности- глобализации и регионализации. Стратегия развития конкретного образовательного учреждения должна учитывать, качество международного образовательного пространства, а с другой стороны особенности территории, где находится образовательное учреждение. Глобальные информационные возможности позволяют обеспечить открытость системы через сайты, сетевое международное взаимодействие, а с другой стороны ограниченность финансовых ресурсов не позволяет развивать международное партнерство лицом к лицу. Ранее мы описывали опыт курсов повышения квалификации с Технологическим университетом Папуа-Новая Гвинея [1] однако из-за властного авторитаризма ректора ИвГУ этот проект не был завершен с должным вручением свидетельств участникам курса. Связано это с деятельностью автора статьи, который на протяжении длительного времени ставил вопрос о мониторинге заработных плат внутри университета, выражал профсоюзную позицию и пытался гармонизировать результаты деятельности и заработную плату.

Региональный авторитаризм внутри организаций не способен поддерживать инициативные перспективные идеи, если что-то в особенностях деятельности касается стабильности положения ректора и его желания прикрывать реальные данные по фонду оплаты труда всех сотрудников университета. Рассмотрим некоторые существенные моменты.

1. Федеральное правительство создало правовые предпосылки для большой разницы в заработных платах между ректоратом и обычными преподавателями. Официально заработная плата ректората может быть больше в 7-9 раз, а в рельности намного больше. При этом при общем уменьшении численности студентов ректоры университетов создали дополонительные высоко оплачиваемые управленческие должности, которые забирают существеную долю общего фонда оплаты труду, вместо эффективности собственной деятельности.

2. Любой вуз обязан отчитываться о средней заработной плате по профессорско-преподаваительскому составу. Статистические данные существенно отличаются от реальной заработной платы. Так обычный доцент в Ивановском государственном университете в 2015 году получал заработную плату меньше 16 тысяч рублей. За период 2012-2015 гг средние статистические данные на 8-10 тысяч больше, чем реальность. Что происходит со статистикой? В университете выделяется группа высоко оплачиваемых преподавателей. Это может появиться по разным причинам-гранты, дополнительные образовательные услуги, закрытые формы стимулирования групп преподавателей внутри вуза. Обычно это происходит без открытых данных причин стимулирования и понимания другими прозрачности данных средней заработной платы по унивнерситету. Нарушается коллективный договор организации и федеральное законодательство. Но в представлении статистики есть и другие механизмы - это реальное занижение численности преподавателей, увольнение совместителей на момент предоставления данных, определение «среднего градуса по больнице» с учетом фонда оплаты труда ректората. Как правило, каждый сотрудник ректората является заведующим какой-нибудь кафедры, преподавателем. Подобное совмещение не дает качественных результатов в управлении вузом, а создает «фикции» руководства, мешает развиваться другим. Качественное выполнение работы ректоратом с высокой заработной платой не должно иметь совмещения других управленческих должностей, за исключением небольшого количества преподавательской работы. В противном случае, каждый проректор обрастает штатом сотрудников и эффективность этого процесса может быть сомнительной. ФОТ общий, а такая модель не способствует увеличению заработных плат основному составу преподавателей.

3. Согласно Отраслевому соглашению [2] возможен мониторинг заработных плат внутри университета с участием трудового коллектива. Эта норма не отрицается, если подобных требований нет в коллективном договоре. При сильной профсоюзной организации внутри вуза подобный контроль реален. Следует обратить внимание и на среднюю заработную плату членов ученого совета университета, который является коллективным органом управления и подобная возможность может быть обеспечена 1С.

4. Каковы механизмы? Ректорат, осознавая проблемы в «распределении фонда оплаты труда» всячески препятствует представителям профсоюза в контроле за ФОТ. Но в каждом вузе уже есть эффективный инструмент, а именно возможности 1С. Предложения для введения подобного контроля со стороны Министрества образования и науки сталкиваются со стеротипными отписками по типу: индивидуальная заработная плата -это персональные данные; программа 1С - это частная собственность; внедрение подобной деятельности требует больших финансовых затрат.

5. Наше предложение строится на понимании следующего. Как правило, бухгалтерия располагает продуктами 1С и надлежащие модули программы уже позволяют получать усредненные данные по всем подразделениям организации, включая ректорат и бухгалтерию. 1С установлена на компьютерах образовательной организации на легальных основаниях, права собственника не нарушены, никаких дополнительных затрат не требуется. Кроме это в штате вуза есть программист, который работает с 1С или заключен соответствующий договор с представителями 1С. Таким образом, все стреотипные утверждения Министерства являются отговоркой управленцев, которые просто не желают гармонизировать этот процесс и принимать надлежащие решения.

6. Осенью 2015 году президентом РФ было сделано заявление на встрече с представителями Общенародного фронта о необходимости изменения разниц заработных плат внутри организаций. Однако этот важный процесс до сих пор не получил своей реализации. Считаю, что установленная законом кратность заработных плат ректората и обычного преподавателя должна быть существенно уменьшена. Кроме этого механизм начисления заработных плат по кафедрам и подразделениям должен быть прозрачным. Сотрудники должны понимать как образуется отчетные статистические данные и почему тот или иной сотрудник получает больше. Удачный грантовый проект? Надлежащая научная публикация международного уровня? Заработная плата по программам дополнительного образования? Что-то иное? В менеджменте есть принцип «Делается то, что вознаграждается!». В сложном положении страны высшая школа могла быть тем потенциалом, который обеспечит ее развитие. Вузовский преподаватель работает с сознанием будущих профессионалов и неспособность правительства построить эффективные механизмы для внешнего и внутреннего контроля за распределением фонда оплаты труда не обеспечивает должное развитие.

7. Вопрос начисления заработных плат согласно Президенским Указам должен эффективно контролироваться местными органами- прокуратурой, инспекциями по труду. Сотрудники этих служб могут освоить эффективый механизм контроля согласно возможностям 1С, имея на это все основания.

8. Современные условия развития страны дают плюсы и минусы. Вопрос поддержки отечественных производителей программного обеспечения публично озвучивается несколько лет. Описанное решение позволяет надлежащим образом согласовать интересы отечественного бизнеса, образования и государства, хотя бы в распределении ограниченных фондов оплаты труда. А предложенный механизм, при надлежащей поддержке может быть реализован в Иваноской области и стать примером «типовых решений», в том числе, и в логике объединительных процессов государственных проектов по типу «Опорный университет». Описанное рещение может внедряться не только в систему образования, а может быть основой эффективного менеджмента любой организации.

Список использованных источников
  1. 1. Нилова С.В., Бетасоло М. Досента-Лего. Международное сотворчество как путь современного развития: на примере сетевого взаимодействия двух университетов // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Тринадцатой открытой Всеросс. конф. (г. Пермь, 14–15 мая 2015 г.) Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2015. C. 63-65. URL: http://ит-образование.рф/2015/section/142/14694/index.html
  2. Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015 -2017 годы // Министерство Образования и науки России, Профсоюз работников народного образования и науки РФ . 22.12. 2014.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Послевузовское профессиональное образование
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  эффективность, менеджмент, взаимодействие, типовое решение 1 С, заработная плата, вузовский преподаватель

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.