Оценка качества обучения студентов с помощью экспертной системы «Rexpert»
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты привел к множественным изменениям в системе высшего образования. Передача «готовых знаний» от преподавателя к студенту, то есть репродуктивное обучение, постепенно вытесняется подходом сотрудничества всех вовлеченных в образовательный процесс участников, к которым относятся потенциальные работодатели, студенты, преподавательский состав вузов.
Цель компетентностного обучения - формирование профессионально значимых умений и навыков студентов (компетенций), а так же создание эффективной и объективной системы контроля качества получаемого образования, которая соответствовала бы международным стандартам. Одним из способов такого контроля является тестирование.
Экспертная система RExpert с фреймово-продукционной базой знаний позволяет строить системы контроля знаний на основе тестирования. База знаний представляет собой древовидную структуру. Все знания в ней записаны с помощью правил. При ответе на поставленный вопрос в базе знаний определяется, какое правило будет относиться к данному ответу.
Экспертная система представляет собой два приложения RExpertEditor и RExpertClient. RExpertEditor позволяет создавать и редактировать базы знаний, также имеется возможность управления результатами использования баз знаний. RExpertClient предоставляет возможности использования базы знаний и регистрацию результатов. Оба приложения могут удаленно подключаться к базе знаний. База знаний реализована в виде базы данных СУБД FireBird. В базе знаний могут храниться как статические объекты, то есть текст вопросов, ответов и результатов, так переменные и использующие их формулы.
Данная разработка была опробована при тестировании студентов кафедры прикладной информатики и информационных технологий 5 курса специалитета по дисциплинам «Мировые информационные ресурсы» и «Интеллектуальные информационные системы», 4 курса бакалавриата по дисциплинам «Управление информационными системами» и «Интеллектуальные информационные системы». Анализ результатов показал следующее:
- при создании тестов необходимо для каждой темы создавать свое дерево вопросов, ответов и результатов, при этом количество тем не ограничивается;
- необходимо предусматривать после каждого вопроса не менее 3-4 ответов, желательно близких по смыслу и имеющих различный уровень правильности;
- возможно изменение базы знаний в процессе тестирования, при этом сохраняются все истории ответов студента, что позволяет сделать анализ более полным.
Таким образом, к преимуществам разработанной системы можно отнести:
-
Система обеспечивает объективный контроль, субъективизм со стороны преподавателя полностью исключен.
-
Система позволяет работать нескольким пользователям в режиме реального времени и обеспечивает быструю обработку результатов, что делает тестирование исключительно удобным инструментом мониторинга качества образовательного процесса в рамках системы менеджмента качества;
-
Система сохраняет все истории сеансов работы с возможностью выборки результатов тестирования по специальностям, курсам, дисциплинам и студентам.
-
Разработанные тесты охватывают весь теоретический курс дисциплины, что позволяет не только оценивать контролируемый объем знаний, но и осуществлять проверку остаточных знаний.
-
При интерпретации результатов тестирования имеется возможность оценить не только всю область знаний, для которой составлен тест, но и отследить где именно находятся пробелы в знаниях
-
Тестирование требует гораздо меньше затрат на проведение и проверку, чем экзамен.
- 1. Применение экспертной системы контроля знаний «RExpert» в учебном процессе / Зайцева Т.В., Смородина Н.Н., Васина Н.В. // Научные ведомости БелГУ. Серия Истории Политика Экономика Информатика. 2013. №22(165). Вып. 28/1. С. 231-235.
- 2. О некоторых подходах к построению самообучающихся экспертных систем / Зайцева Т.В., Нестерова Е.В., Смородина Н.Н., Маматов Р.А., Слободюк А.А. // Научные ведомости БелГУ. Серия Истории Политика Экономика Информатика. 2012. №1(120). Вып. 21/1. С. 162-165.
- 3. Баженов Р.И., Лопатин Д.К. О применении современных технологий в разработке интеллектуальных систем // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 263-264.
Вид представления доклада | Стендовый доклад и публикация |
Ключевые слова | Адаптивное тестирование, экспертная система, уровень знаний студентов, фреймово-продукционная модель, база знаний, база данных, компетентностный подход. |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным