Соответствие выпускников направления Бизнес-информатика требо-ваниям рынка труда
В 2011 году в Санкт-Петербургском государственном университете была начата подготовка бакалавров и магистров по направлению Бизнес-информатика, которая ведется по собственным образовательным стандартам. Основная цель профессиональной подготовки бакалавров - дать знания и навыки в области анализа и моделирования бизнес-процессов организаций, постановки задач по автоматизации процессов, анализа ИТ-систем компаний, инструментальная поддержка анализа данных хозяйственной деятельности компаний на базе статистических и математических методов.
На наш взгляд, важным критерием качества подготовки бакалавров является востребованность выпускников на рынке труда. Особый интерес представляет вопрос о соответствии компетенций, получаемых в процессе обучения требованиям рынка труда.
Авторами было проведено исследование по оценке качества подготовки выпускников образовательной программы по уровню бакалавриат по направлению «Бизнес-информатика».
Объект исследования — профессиональная деятельность выпускников направления Бизнес-информатика. Предмет исследования — соответствие компетенций выпускников требованиям работодателей. Метод исследования – анкетный опрос выпускников. По результатам опроса выяснилось, что 80% выпускников работают по специальности, полученной в СПбГУ. Должностной функционал большинства выпускников связан развертыванием и поддержкой информационных систем, и задачами проблемами аналитического характера.
В рамках рассматриваемого исследования выпускникам были заданы вопросы, связанные с оценкой их навыков в области постановки задач, организации и анализа данных, использования инструментальных сред, понимания экономических бизнес-процессов, а также коммуникационных навыков.
Анализ результатов показал следующее:
1. 90% выпускников оценили свои компетенции как «достаточные для решения поставленных задач» в области организации баз данных, в том числе агрегированных структур; анализа статистических данных; умения в области визуализации.
2. Наибольшие претензии у выпускников к знаниям и навыкам в области программирования (42 % опрашиваемых оценили как удовлетворительные), что связано с недостаточным, на их взгляд, количеством языков программирования, изучаемым в процессе обучения. Уровень навыков работы в инструментальных средах было оценено как высокий.
3. В области постановки задач наибольшие проблемы были отмечены в области знания методик экономической оценки информационных систем (40% оценили их как удовлетворительные и только 43% как хорошие и отличные), а также знания ГОСТов (33% как удовлетворительные и 53% как хорошо и отлично)
4. Оценка знаний основных экономических процессов показала: если знания оперативных экономических процессов достаточно высоки (75% оценили на хорошо и отлично), то компетенции в области теоретических основ экономики оценены ниже.
Учитывая результаты опроса, а также дополнительные комментарии, которые дали большинство анкетируемых были сделаны выводы:
- об усилении направления, связанного с получением навыков программирования;
- о введении практикумов, связанных с изучением организации и управления экономических систем;
- о необходимости изучения в рамках образовательной программы мировых практик и стандартов организации управления ИТ-ресурсами, с акцентом акцент на практикумах с привлечением представителей российских компаний.
Вид представления доклада | Стендовый доклад и публикация |
Уровень | Бакалавриат |
Ключевые слова | Бизнес-информатика, компетенции, профессиональная деятельность выпускников |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным