ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ РОЛЕВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Автор: Юнов Сергей Владленович, Кандидат физико-математических наук, Профессор
Кубанский государственный университет
Рассматривается организация деятельности студентов вузов в процессе ролевого информационного моделирования. Обосновывается эффективность предлагаемого методологического средства в процессе информационной подготовки учащихся.

Лавинообразный рост количества информации, которую необходимо запомнить и усвоить студентами, требует от преподавателей поиска новых методологических средств, позволяющих приблизиться к решению этой проблемы. Поэтому в современных условиях ставший уже классическим в психологии вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается, становится особенно актуальным. Это вопрос «о взаимоотношении произвольного и непроизвольного запоминания, т.е. запоминания, составляющего прямую цель действия субъекта, и запоминания, совершающегося непреднамеренно в ходе деятельности, ставящей себе иную цель» [2].Долгое время считалось, что произвольное запоминание гораздо эффективнее непроизвольного. Однако исследования П.И. Зинченко, А.А. Смирнова и других учёных показали, что установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности запоминания; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

Психологи убедительно показали, что хорошо запоминается (и осознается) то, что составляет цель нашего действия. Поэтому, если преподаватель сумеет «встроить» учебный материал в целевое содержание этого действия, то он может непроизвольно запомниться лучше, чем при традиционном (при произвольном запоминании) требовании запоминания этого материала. «В педагогическом плане встает, таким образом, важнейшая задача – организовать учебную деятельность так, чтобы существенный материал запоминался учащимся и тогда, когда он работает с этим материалом, а не только его запоминает. Это много сложнее, но и много плодотворнее, чем постоянно требовать от учащихся произвольного запоминания, при котором запоминание становится основной целью их действий» [2].

Концепция ролевого информационного моделирования [3], [4], [5], предполагающая, что основной деятельностью студентов будет информационное компьютерное моделирование, при котором фундаментальное значение придаётся ролевому фактору, в полной мере отвечает этим требованиям.При осуществлении такой деятельности в информационной подготовке студентов многочисленные возможности изучаемых программных сред осваиваются осмысленно для решения возникающих «по ходу дела» проблем и во взаимосвязи. Эта деятельность принципиально не алгоритмизуема и, представляя собой обобщенный вид деятельности, помогает развивать, прежде всего, системное и логическое мышление (С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина). Когда разработка и оценка информационной компьютерной модели происходит с точки зрения понятной обучаемым социальной роли, только тогда становятся востребованными многие возможности программных сред, до этого считающиеся экзотическими и необязательными для освоения.

Предлагаемая концепция полностью соответствует компетентностному подходу в образовании. Ведь, как справедливо отмечает В.И. Байденко, при всех разногласиях при определении названий и состава компетенций, «главное в описании результатов обучения – ключевое «двусловие» «умею делать». Это – исходная установка для описания результатов обучения на языке компетенций» [1, с.58].

Список использованных источников
  1. В.И. Байденко. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1998. [Электронный ресурс]. URL: http://azps.ru/hrest/28/9749954.html
  3. Юнов С.В. Ролевое информационное моделирование в педагогической деятельности. Краснодар, ККИДППО, 2010.
  4. Юнов С.В. Ролевое информационное моделирование как подход к информационно-профессиональной подготовке студентов вузов // Информатика и образование. 2011. №7. С. 32 – 36.
  5. Юнов С.В. Психолого-педагогические проблемы освоения новых информационных технологий в системе непрерывного информационного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. №1. С.19-25
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Ролевое информационное моделирование, информационная подготовка, высшее образование, произвольное и непроизвольное запоминание

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.