УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ УГРОЗАХ В МОЛОДЕЖНОЙ ГРУППЕ

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Авторы: Лопатин Дмитрий Валерьевич 1, Кандидат физико-математических наук, Доцент, Королева Наталья Леонидовна 2, Кандидат педагогических наук, Доцент, Анурьева Мария Сергеевна 2, Остапчук Кристина Игоревна 3, Кириллова Владлена Олеговна 3, Житенёва Ирина Андреевна 3, Лопатина Маргарита Владимировна 3
1 ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2 ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 3 ФГБОУ ВПО "ТГУ имени Г.Р.Державина"
Проведен анализ актуальных ИКТ-угроз для молодежной группы пользователей (школьники городских и сельских школ, учащиеся профессиональных колледжей, студенты). Показана динамика угроз информационного характера для молодежной группы в течение последних лет. Приведены данные об актуальном уровне угроз для пользователя, его восприятии проблемы, уровне знаний о последствиях вредоносных информационных воздействий и нежелательного контента, о методах и средствах блокирования деструктивных информационны

Стремительное развитие информационного общества порождает изменение сценариев использования ИКТ, что приводит к трансформации взглядов на деструктивные информационные воздействия не только как средств прямого достижения цели (мошенничество в сети, вирусные и хакерские атаки), но и как средств манипуляций сознанием и действиями личности и общества. Причина – низкий уровень грамотности пользователей, неготовность большинства воспользоваться простыми технологическими решениями и правилами поведения в информационной среде. Полученные за 2012-2016 гг. результаты [1-4]  позволяют проследить динамику знаний пользователей об актуальном уровне угроз (интернет-зависимость, деструктивные программы, фишинг, нежелательный контент и манипуляции сознанием) в молодежной группе (школьники старших классов и студенты).

Уровень интернет-зависимости среди школьников значительно выше, чем у студентов: 20% опрошенных из сельских школ и 50% городских школьников признали, что интернет является причиной их частных или случайных проблем. Наиболее зависимыми от сети интернет среди респондентов оказались учащиеся техникумов (22%). Отметим ежегодный рост количества школьников, для которых интернет сильно воздействует на личную жизнь. В то же время, среди студентов наблюдается положительная динамика адекватного отношения к интернет-технологиям. Возрастает до 60% доля студентов, которые осознают риски, связанные с интернет-зависимостью.

Для школьников наблюдается отрицательная динамика уровня знаний об антивирусной защите. Значительно упал уровень знаний об вирусной угрозе, сократилось до 10% количество школьников со средним уровнем знаний. Среди студентов стабильными остаются показатели среднего и хорошего уровня знаний в вопросе антивирусной защиты (около 30%).

В течение пяти лет наблюдается тенденция к снижению уровня знаний об угрозах, связанных с фишингом. Общий уровень знаний снизился на 30-40%. За рассматриваемый период среди студентов остается стабильным средний уровень знаний о фишинге (~60%), наблюдаются хорошие знания об угрозах фишинга (~10%).

Респонденты молодежной группы хорошо распознают нежелательный контент и понимают риски, связанные с ним. Результаты анкетирования школьников и студентов в течение последних лет показывают высокий уровень знаний о нежелательном контенте до 90%.

Почти все опрошенные школьники обладают средними знаниями об угрозе манипулирования сознанием и действиями пользователя, причем за пять лет этот показатель остается стабильным – около 60%. Хороший уровень знаний о рассматриваемой угрозе имеется только у 20% опрошенных школьников. Самые низкие показатели были выявлены у студентов техникумов: 61% обладают средними знаниями, 35% начального и лишь у 4% хороший уровень знаний.

Таким образом, школьники и студенты имеют неглубокие знания в области вирусных угроз. Менее всего респонденты информированы о такой информационной угрозе, как фишинг. Тем не менее, школьники и студенты умеют хорошо распознавать нежелательный контент и понимают риски, связанные с потреблением негативного контента. Средние показатели у студентов и школьников о манипулировании сознанием и действиями пользователя, при этом студенты техникумов почти не осведомлены о данной проблеме.

Приведены данные о способности школьников и студентов противостоять информационным угрозам. Школьники и студенты не компетентны в борьбе с рассмотренными угрозами. Необходимо уделить внимание развитию навыков практической безопасности по всем категориям угроз информационного характера. Для решения этой проблемы можно в обучающих ресурсах реализовать функции интерактивного помощника в области безопасного применения ИКТ. Для совершенствования практических навыков пользователей в области блокирования информационно-коммуникационных угроз целесообразно для конкретных ситуаций применять обучение на тренажерах и имитаторах, что значительно повысит качество обучения.

БЛАГОДАРНОСТИ: Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ грант № 15-16-68009 и РФФИ грант № 15-07-08378.

Список использованных источников
  1. Лопатин, Д.В., Динамика угроз информационно-коммуникационного характера в молодежной группе / Н.Л.Королева, М.С.Анурьева, М.В.Лопатина, Ю.В.Калинина, И.А.Житенёва, В.О.Кириллова // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. – 2016. — Т. 21, № 1. С.154-160.
  2. Остапчук К.И. Отношение к проблеме ИКТ-угроз в молодежной группе / К.И. Остапчук, И.А. Житенева, М.В. Лопатина, М.С. Анурьева, Н.Л. Королева, Д.В.Лопатин // Гаудеамус, 2015. - Т. 25. -№ 1. - С. 69-73.
  3. Лопатин, Д.В. Безопасность пользователей инфокоммуникационных технологий. Гуманитарный аспект. / М.С. Анурьева, М.В. Лопатина, Е.А. Заплатина, Ю.В. Калинина, Е.А. Ерёмина, М.А. Шевлягина // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. – 2014. — Т. 19, № 2. С.652-655.
  4. Лопатин, Д.В. Информационно-коммуникационные угрозы / М.С. Анурьева, Е.А. Заплатина, Е.А. Ерёмина, Ю.В. Калинина// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2013. - Т. 22. Вып.2. C.148-156
  5. Лопатин, Д.В. Анализ информационно-коммуникационых угроз для пользователей / Е.А. Заплатина, Е.А. Ерёмина, А.А. Ильичёв // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. – 2012. — Т. 17, № 5. С.1420-1423.
Вид представления доклада  Стендовый доклад и публикация
Ключевые слова  информационно-коммуникационные технологии; угрозы, пользователь

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.