Опыт привлечения студентов к научной деятельности в формате научного кружка
Переход к двухуровневой системе образования, внедрение новых образовательных стандартов с востребованными в настоящий момент профессиональными компетенциями актуализирует проблему сформированности профессиональных навыков посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий решение которой, представляется в виде организации научной деятельности в формате научного студенческого кружка.
В связи с этим возникает следующая логически-взаимосвязанная задача – выбор научной проблемы для исследования. Наш опыт показывает, что не всегда находит отклик и завершение тема, предложенная преподавателем или студентом без обсуждения с коллегами. Темпы современной жизни сокращают возможности для встреч и обсуждения, и, к тому же, присутствует кадровая текучесть в составе как студентов, так и преподавателей, в связи с чем многие темы становятся потерянными.
Таким образом, можно определить круг проблем организации работы со студентами: приобретение студентами профессиональных компетенций за счет саморазвития, выбор актуальной научной проблематики, организация постоянного взаимодействия в системе студент – педагог, сохранение материалов по исследуемой теме. Все эти проблемы надо решать в комплексе, что мы и попытались сделать, создав научный студенческий кружок «ПИ» (НСК «ПИ») при кафедре. Создание кружка позволяет нам, основываясь на интересах студенческой молодежи и обсуждении научных разработок отечественных и зарубежных исследователей, решить проблему выбора научной тематики.
Многие из студентов высказывают желания поработать в соавторстве с товарищем. Подобная работа имеет ряд преимуществ, среди которых: повышение качества проработки материала, детальное освещение проблемы, закрепление позитивных межличностных связей, ответственное отношение к совместной работе с товарищами. Так, многие из студентов успешно выступили на конференциях различного уровня, и впоследствии подготовили и опубликовали свои статьи, в том числе, и в соавторстве.
Для решения проблемы оперативного взаимодействия со студентами нами был выбран облачный сервис «Битрикс24» компании «1-С Битрикс». В данном случае выбор был определен следующими отличительными характеристиками «Битрикс24», а именно: возможностью организовать совместную работу участников научного сообщества с документами и материалами по исследуемой проблематике, а также соответствием инструментария «Битрикс24» социальному формату коммуникаций, привычному для молодежи.
Создание портала осуществляется через электронную почту при регистрации на www.bitrix24.ru. Одним из удобств работы для пользователя можно отметить возможность дробления научного проекта на несколько групп и включения в качестве участников тех, кто работает по конкретному направлению. В то же время, в данной структуре выделено дисковое пространство под хранилище файлов.
Взаимодействие с участниками портала организовано несколькими способами: обсуждение в группе проекта, обсуждения в чатах (открытых, закрытых, чатах «один на один», осуществление видеозвонков, обсуждение через «Живую ленту». «Живая лента» является одним из плюсов портала и представляет собой интерактивный список новостей с интегрированием на портале функциональных, рабочих и социальных инструментов.
Технические возможности «Битрикс24» позволяют изменять шаблоны структур под конкретную организацию, как и было сделано в нашем случае – практически полностью нам удалось перенести особенности существования кружка в облачную технологию. Единственное, что нам пока не осуществимо –решить проблему графического и функционального распределения полномочий двух равноправных руководителей кружка, но данный вопрос стоит перед разработчиками «Битрикс24» довольно давно.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что организация научной деятельности студентов, ориентированная на их интересы с использованием современных информационных технологий, позволяет получить максимальные результаты и эффективно их использовать в практической деятельности.
- Наумова О.Г., Елистратова О.В. Практический опыт приобщения студентов к научной деятельности в рамках тематики «Использование информационных технологий в различных сферах» // Сборник международной научно-практической X интернет-конференции «Образование в современном мире». Саратов, 2015. С. 179-181.
- Наумова О.Г., Елистратова О.В. Опыт привлечения студентов к научной деятельности в рамках тематики «Использование информационных технологий в различных сферах» // Сборник трудов VI всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дни науки–2015»: в 2 частях. Новосибирск, 2015. С. 46-51.
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
Ключевые слова | Информационные технологии, научный студенческий кружок, Битрикс 24 |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным