Непрерывное обновление учебных программ как основной потенциал современного ИТ-образования: опыт компетентностного подхода
Усовершенствование учебного плана «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» проводится посредством создания нового профиля обучения «Разработка приложений для мобильных устройств» бакалаврской программы математико-механического факультета СПбГУ. Выбор профиля обусловлен переходом многих компаний с классического клиентского приложения для десктопа на мобильное. По экспертным оценкам область разработки мобильных приложений будет активно развиваться в будущем. Новый профиль должен быть адекватен запросам ИТ-индустрии и учитывать тенденции развития области. Он будет включать в себя: название; список компетенций, которыми должен обладать выпускник; список учебных курсов и семинаров, позволяющих освоить необходимые знания, умения, навыки (далее – ЗУН), а также сформировать компетенции; подробные учебные программы курсов.
Для построения профиля мы планируем:
1. Определить набор компетенций, необходимых начинающему разработчику ПО в области разработки мобильных приложений (далее – разработчик) для успешного выполнения его профессиональных задач.
2. Основываясь на этом наборе компетенций, предложить варианты учебных курсов со стороны преподавателей по тематике профиля и согласовать их содержание с представителями ИТ-индустрии.
3. Итеративно работая по пп. 1 и 2 получить оптимальный вариант профиля.
Компетенция – это применение сотрудником комбинации ЗУН, обеспечивающее эффективное решение его рабочих задач. Это та модель решения рабочих задач, которая ведет к оптимальному получению результата, и позволяет отличить специалиста высокого уровня от посредственного. Поэтому корректная модель компетенций формулируется в терминах действий. Мало обладать ЗУН, важно уметь «правильно» в рамках конкретной задачи и организации их применять. Сформированная компетенция является «сквозным» фактором, обеспечивающим успех на протяжении всей профессиональной карьеры. Меняется лишь уровень компетенции и обновляется состав поддерживающих ее ЗУН.
Для выявления компетенций, необходимых начинающему разработчику, мы проводили интервью с представителями ИТ-индустрии, разрабатывающими мобильные приложения в СПб. В каждой организации интервью проводилось с 3-4 успешными разработчиками, чей стаж работы в этой области был больше года.
Интервью состояло из трех разделов: о сфере разработки мобильных приложений, о самой организации, и о позиции разработчика. Первый раздел позволил собрать информацию о том, как разработчики видят собственную сферу деятельности, о нынешней ситуации в ней и возможных тенденциях ее развития. Второй раздел дал информацию, помогающую понять контекст конкретной организации. Третий раздел был направлен на получение информации о задачах, функциях и необходимых компетенциях для позиции разработчика. Для выделения маркеров компетенций важно узнать, как успешные разработчики из разных организаций видят:
1. функции и результаты своей деятельности в конкретной компании;
2. различия в действиях и поведении превосходного работника на этой позиции и поведении среднего по уровню специалиста;
3. то, что в первое время пришлось самому доучивать и осваивать;
4. то, что чаще всего приходится объяснять новичкам.
Мы продолжаем сбор информации из разных, максимально контрастных по стилю работы организаций. На основе имеющихся данных уже можно сделать первые выводы о маркерах важных для разработчика компетенций. А именно, проактивность; простота и читаемость собственного кода; ориентация в чужом и своем коде, состоящем из тысяч строк; своевременное взаимодействие с другими членами команды.
Респонденты отмечают, что для освоения этих маркеров необходим опыт комплексной разработки и длительной поддержки проекта в команде в соответствии с гибкими технологическими подходами разработки. Внедрение подобной практики в рамках обучения позволит приблизить выпускников к требованиям, предъявляемым ИТ-индустрией. Результаты данного исследования будут применены в реальном учебном процессе в СПбГУ.
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
Уровень | Бакалавриат |
Ключевые слова | компетентностный подход, усовершенствование обучения, бакалавриат, разработка ПО для мобильных приложений |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным