Гибкие образовательные подходы в ИТ-образовании
Часть знаний в предметной области информационных технологий теряет актуальность очень быстро. Согласно эмпирическому наблюдению Гордона Мура – количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 18-24 месяца. Еще одно эмпирическое наблюдение утверждает, что за такой же период примерно половина экспертных знаний в ИТ-области – устаревает. Для решения этой проблемы ранее [1] была предложена методика обучения тому, чего еще нет, т.е. развитию умения учиться, способности быстрому и эффективному усвоению новых знаний в ИТ-области на основе:
1. Фундаментального математического университетского образования
2. Современных подходов к профессиональной разработке программного обеспечения от ИТ-индустрии
3. Изучения будущего с применением изобретательского, системного и творческого мышления
Парадигма гибких образовательных технологий – это набор инструментов (мероприятий) и процессов, позволяющих как можно быстрее адаптировать к нуждам реальных потребностей ИТ-индустрии часть образования, связанного со вторым и третьим компонентами. Причем немаловажную роль в реализации данной парадигмы дает безболезненность её внедрения со стороны как индустрии, так и вузов.
Заметим, что взаимное недовольство ИТ-индустрии и ИТ-факультетов вузов продолжает накапливаться. Желание вложиться в ИТ-образование есть у обеих сторон, однако у каждой есть свои специфические проблемы:
· ИТ-вузы готовят студентов по достаточно качественным учебным программам, но им зачастую не хватает гибкости. В сфере информационных технологий гибкость необходима – новые технологические подходы, языки и системы программирования, аппаратные и операционные платформы появляются регулярно. Нужны опытные полигоны для отладки современных курсов.
· ИТ-индустрия высказывает желание получить результат как можно скорее. Бизнес-ориентированность влечет нехватку времени, требующуюся представителям индустрии, участвующих во внешних образовательных проектах. Лидирующая роль ИТ-индустрии, ставящей задачи университетской экосистеме, в условиях экономического кризиса и невозможности полноценно вкладываться в образовательные программы, существенно упала.
Укажем совокупность гибких инструментов, практикуемых ИТ-индустрией для реализации своих задач в ИТ-образовании:
· Студенческие конкурсы, хакатоны, олимпиады, …
· Студенческие конференции и молодежные секции (и тревел-гранты)
· Молодежные школы (краткосрочные учебные курсы)
· Учебные центры в вузах, студенческие лаборатории, центры обучения школьников
· Гранты на разработку учебного курса, развитие образовательных порталов, …
· Инициативы ассоциаций выпускников на совершенствование учебных курсов
· Договора с вузами на НИР
· Летняя интернатура (краткосрочная стажировка)
· Интернатура (долгосрочная стажировка)
Фактически у ИТ-индустрии существует лишь один жесткий инструмент – базовые кафедры в вузах.
Далее укажем совокупность гибких инструментов, практикуемых ИТ-вузами для реализации задач ИТ-образования:
· Вузовские центры инновационного обучения (например, в САФУ)
· Вузовские центры трудоустройства студентов как механизм представительства ИТ-индустрии в вузах.
Жесткие инструменты ИТ-вузов – это классический учебный процесс.
В докладе приводится подробный анализ гибких инструментов и даются рекомендации как для ИТ-вузов, так и для ИТ-индустрии.
Подведем некоторый итог: кризис во взаимодействии между ИТ-индустрией и ИТ-вузами помогут разрешить гибкие образовательные подходы. Также важна роль синергии, которая может быть достигнута непротивлением инициативе вузовской бюрократией и непротивлением инициативе жесткими законами бизнеса. Скорее всего это временное, но необходимое решение, которое позволит максимально подготовить и адаптировать ИТ-студентов к жизни в реальной ИТ-индустрии.
- И.О. Одинцов. ИТ-образование: парадигма обучения тому, чего еще нет. URL: http://2015.secr.ru/program/submitted-presentations/it-education-how-to-teach-what-not-exists
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
Ключевые слова | ИТ-образование, ИТ-индустрия, гибкие образовательные подходы |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным