Роль профессиональных стандартов в области ИТ в разработке образовательных программ по информационным технологиям
В настоящее время «качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости» [1]. Поэтому в условиях перехода российских вузов на стандарты ФГОС 3+ как для вузов, так и для работодателей актуальным является формирование образовательных программ, удовлетворяющих требованиям современного производства. В этой связи примечательным является тот факт, что одними из первых были разработаны профессиональные стандарты именно в области информационных технологий [2].
Профессиональные стандарты описывают функциональную карту вида профессиональной деятельности – обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), необходимые для их исполнения знания и умения, а также требования к уровням образования, стажу работы и сертификации специалистов в соответствии с квалификационными уровнями [2]. Компетентностный подход профессиональных стандартов используется и при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). ОТФ и/или ТФ специалиста, описанные в профессиональных стандартах, при незначительных изменениях формулировок дают профессиональные компетенции ФГОС. При этом лишь требуется конкретизировать знания и умения обучающегося, учитывая необходимые знания и умения, прописанные в профессиональном стандарте.
Например, профессиональный стандарт «Программист», утвержденный 18 ноября 2013 г. может служить базой для формирования матрицы компетенций по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника». Причем как для бакалавриата – трудовые функции с уровнем квалификации 3, 4 так и для магистратуры (уровень квалификации 5, 6).
Рассмотрим пример декомпозиции профессиональной компетенции (ПК) ФГОС 3+ по направлению 09.03.01. «Информатика и вычислительная техника» и соответствующие ей ТФ профессионального стандарта «Программист» (табл.1).
ПК–2 «способность разрабатывать компоненты аппаратно-программных комплексов и баз данных, используя современные инструментальные средства и технологии программирования» |
Обобщенная трудовая функция: Разработка и отладка программного кода |
||
ПК–2.1 |
Формализовать и составлять алгоритмы функционирования компонентов аппаратно-программных комплексов |
ТФ–1 |
Формализация и алгоритмизация поставленных задач |
ПК–2.2 |
Составлять программный код по разработанным алгоритмам с использованием языков программирования (Паскаль, Си) |
ТФ–2 |
Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными |
ПК–2.3 |
Оформлять программный код в соответствии с установленными требованиями: стадии разработки (ГОСТ 19.102-77), описание программы (ГОСТ 19.402-78), текст программы (ГОСТ 19.401-78) |
ТФ–3 |
Оформление программного кода в соответствии с установленными требованиями |
ПК–2.4 |
Управлять проектами онлайн с помощью утилит планирования проекта (графических диаграмм Гантта) и систем управления версиями VCS/RCS |
ТФ–4 |
Работа с системой контроля версий |
ПК–2.5 |
Выполнять проверку и отладку программного кода компонентов аппаратно-программных комплексов |
ТФ–5 |
Проверка и отладка программного кода |
Далее можно составить матрицу компетенций, в которой для каждой частной компетенции указываются опыт практической деятельности, умения и знания, ее формирующие.
Модернизация образовательной программы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями рынка труда благодаря наличию такой матрицы компетенций проводится без особых временных затрат.
- Заседание Совета по науке и образованию 23 июня 2014 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/45962 (проверено 27.01.2015).
- Профессиональные стандарты в области информационных технологий. – М.: ФП КИТ, 2008. – 616 с.
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
Ключевые слова | профессиональный стандарт, трудовая функция, профессиональная компетенция. матрица компетенций |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным