Некоторые особенности формирования ИТ-компетенций по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиля «Информатика»
Очень часто трудовая деятельность выпускников направления подготовки «Педагогическое образование» проходит в удаленных от технических центров поселках и в сельской местности. Там выпускники профиля «Информатика» оказываются одними из немногих (а иногда единственными) сотрудниками образовательных организаций, имеющих отношение к технике. Это необходимо учитывать при полноценном формировании у них ИТ-компетенций, формируя готовность применения не только основных аппаратных средств компьютера, но и других радиоэлектронных устройств, применяемых выпускниками в своей профессиональной деятельности. Рассмотрим это на примерах.
Неоспоримые преимущества применения информационных технологий в образовании привели к тому, что среди требований ФГОС ОООк условиям реализации основной образовательной программы (ООП) указано формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Ее информационное обеспечение направленно на предоставление широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ООП. Выполнить это требование (организационно и технически) в образовательных организациях, расположенных в удаленных районах, предстоит, по-видимому, именно выпускникам профиля «Информатика».
Для обеспечения постоянного индивидуального доступа в настоящее время широко применяют сеть WiFi, позволяющую участникам образовательного процесса подключиться к локальной сети организации, применяя свои аппаратные средства: смартфоны, ноутбуки, планшетные компьютеры и другие. Доступ реализуют через базовую станцию сети (точку доступа), на которую, как на любое устройство, излучающие электромагнитные колебания, распространяются нормативные правовые акты и технические условия, и без их исполнения эксплуатация таких устройств не допустима. При этом часто для различных условий их применения (например, в закрытом помещении или свободном пространстве) регламентируемые параметры оборудования существенно различные, и выбор модели устройства становится неопределенным. Для преодоления этого необходимо освоение принципов функционирования такого радиоэлектронного оборудования и характеризующих его параметров, позволяющие выбрать не только оборудование, но и оптимальное место его размещения, обеспечивающие эффективное и безопасное применение.
Другой пример: в настоящее время широкое распространение получило освоение основ робототехники, с которой связывают возможности развития личности, способностей и познавательных интересов обучающегося, его самореализацию. При рассмотрении и построении роботов основное внимание уделяют их программированию, не рассматривая аппаратное сопряжение входящих в робот радиоэлектронных устройств: датчиков, микроконтроллера, исполнительных устройств. Тогда возможна только комбинация блоков, входящих в приобретенный конструктор, но не расширение его возможностей, позволяющих реализовать творческие, нестандартные решения. Для обеспечения этого и даже замены компонентов на аналогичные, например, при ремонте, необходимы знания основ функционирования элементов и блоков, их технических характеристик и параметров, условий сопряжения радиоэлектронных компонентов.
Все перечисленное показывает, что для успешности выпускников направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Информатика» в их профессиональной деятельности необходимо при формировании у них полноценных ИТ-компетенций освоение основ радиоэлектроники. Однако, к сожалению, это не всегда предусмотрено в ООП подготовки бакалавров, требует всестороннего, объективного, заинтересованного обсуждения, и при подтверждении целесообразности, выработки рекомендации включения курса «Основы радиоэлектроники»в примерную ООП профиля подготовки «Информатика».
Вид представления доклада | Стендовый доклад и публикация |
Уровень | Бакалавриат |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным